Вы здесь

Встреча студентов с ребёнком войны Галиной Николаевной Князевой

Студенческий актив факультета математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета встретился с Галиной Николаевной Князевой - ребенком войны, выпускницей вуза, кандидатом педагогических наук и заслуженным доцентом КубГУ. 

Галина Николаевна Князева - известный и уважаемый в вузе человек. Член-корреспондент Международной академии акмеологических наук, автор фундаментальных трудов, посвященных педагогическим наукам, ученый высшего класса. Однако, начало жизни и детство Галины Николаевны пришлись на самое страшное время - на период Великой Отечественной войны.

18 июля 1941 года политрук Николай Павлович Чапайкин в последний раз сфотографировался со своей женой Анной Демьяновной и пятилетней дочерью Галей. В этот же день Николай Павлович уйдет на фронт. Дочь отчетливо запомнила папу в военной одежде и каких-то ремнях, с плоской сумкой через плечо, его крепкие объятия и поцелуи, слезы матери. После короткого прощания у военкомата мать хватает свою дочь за руки и быстро уводит домой. Папа смотрит им вслед и долго машет. Таким он остался в памяти Галины Николаевны. "Это было его последнее маханье", - рассказывает Галина Николаевна Князева студентам. Через месяц Николай Чапайкин пропал без вести под Киевом, в страшной битве, после которой, как рассказывали позднее участники, Днепр был красным от крови и запружен телами советских солдат.

Практически сразу после ухода мужа на фронт, Анна Демьяновна c пятилетней Галей эвакуировались из Краснодара, взяв с собой два узла. В одном - необходимая одежда и теплое красное с двух сторон одеяло. Во втором, как стало известно несколько позже, были швейцарские часы и кожаное пальто Николая Павловича. Отец Гали был уверен и убеждал свою жену в том, что война закончится через два-три месяца, но сам он знал, что погибнет. И самая главная и непреклонная его просьба - продать эти часы и пальто и дать возможность Гале получить семилетнее образование.

В пути по дорогам эвакуации мать и дочь, вместе с другими беженцами, иногда попадали под бомбардировки немецких самолетов, которые выжигали до тла мирные поселения. Ночуя под открытым небом, Анна Демьяновна и Галя укрывались тем самым красным одеялом, за что постоянно порицались другими беженцами - красный цвет очень заметен с неба, когда светает. Однажды на рассвете кто-то сорвал с них одеяло и через ругань прокричал бежать под деревья. Вокруг были лишь взрывы, крики и плач. Кто-то прокричал матери с дочкой: "Это из-за вас, ваше красное одеяло сверху видно!". После того, как все утихло, "драгоценного" узла с пальто и часами уже не было. Как и не было конца горю матери, которая не расставалась с узлом ни на минуту, стремясь исполнить последнюю просьбу мужа и дать своей дочери образование. Маленькая Галя так потом долгое время и думала: "Это все оно, проклятое красное одеяло...".

Война продолжалась, как продолжалась и жизнь. Это лишь маленький эпизод из детства Галины Николаевны. Впереди её, как и других резко и навсегда повзровслевших детей ждали четыре года лишений и трудностей, которые дети наравне со взрослыми преодолевали. 

Галина Николаевна окончила историко-филологический факультет Краснодарского государственного педагогического института (ныне КубГУ). Вышла замуж за Евгения Аркадьевича Князева - такого же ребенка войны. У них два сына, и не так давно они отмечали бриллиантовую свадьбу, прожив в счастливом браке 60 лет. Галина Николаевна стала кандидатом педагогических наук и долгое время преподавала в своем родном вузе. Желание Николая Павловича дать достойное образование своей дочери всё же было исполнено, и он мог бы ею гордиться.

"Меня не отпускают маленькие воспоминания о больших печалях. Всё помню", - говорит в завершении встречи со студентами Галина Николаевна Князева.