Рожков Александр Юрьевич

Профессор, доктор исторических наук, профессор

Область научных интересов:

социальная история; историческая социология; социология и история повседневности; историческая антропология; история, социология и антропология детства; культурная история эмоций в раннесоветском обществе. В центре научных интересов находятся проблемы повседневной жизни молодого человека в периоды социальных трансформаций.

Образование:

Кубанский государственный университет (исторический факультет), 1989. Квалификация – преподаватель истории и обществоведения.

Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза Бирюзова С.С., 1979. Квалификация – офицер с высшим военно-политическим образованием.

Повышение квалификации и переподготовка:

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Москва, повышение квалификации по программе «Школа экспертов общественных наук», 2022.

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Москва, повышение квалификации по программе «Повышение педагогического мастерства. Формирование мировоззрения, обеспечивающего реализацию знаний студентов в профессиональной практической деятельности», 2022.

Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Москва, повышение квалификации по программе «Повышение педагогического мастерства. Современное проектирование информационно-коммуникационной работы со студентами вуза», 2022.

Участник онлайн-семинаров по ресурсам Clarivate Analytics для научных исследований, 2018.

Кубанский государственный университет, профессиональная переподготовка по программе "Теория и методика преподавания профессиональных дисциплин по направлению подготовки "Социология" в образовательных организациях высшего образования", 2017.

Профессиональный опыт, преподавание:

С 2012 – Кубанский государственный университет, ФИСМО, кафедра социологии: профессор, заведующий.

1998-2012 Краснодарский государственный университет культуры и искусств, кафедра рекламы и маркетинга: доцент; профессор.

1998-2011 Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, кафедра социальной работы: доцент; профессор.

1975-1998 Прохождение действительной военной службы в частях и вузах РВСН, подполковник в отставке.

Актуальные курсы:

  • Основы российской государственности (бакалавриат)
  • Социология молодежи (бакалавриат)
  • Социология управления (бакалавриат)
  • Научно-исследовательский семинар (магистратура)
  • Социологические исследования социальных процессов в молодежной среде (аспирантура)
  • Основы научно-исследовательской работы (бакалавриат)
  • Историческая социология (магистратура)
  • Социология повседневности (практикум) (бакалавриат)
  • Социология города (бакалавриат)
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-1930-х гг. (бакалавриат)

Грантовые исследовательские проекты:

1997-1998 - "Молодой человек на переломном этапе российской истории. 1920-1929 гг.: (На материалах Юго-Востока России)". Индивидуальный грант Московского общественного научного фонда. № 033 междисц./97, № 161 междисц./98

2000 - "Кубанская молодёжь 20-х годов: Традиционная культура и модернизация". Индивидуальный грант Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, № 1006/2000.

2001-2003 - “Социальные проблемы кубанской молодежи в условиях изменяющегося общества  1920-х и 1990-х годов: общее и особенное в процессе адаптации (сравнительно-исторический анализ)”. Коллективный грантРГНФ и Администрация Краснодарского края, № 01-01-38006 а/Ю (руководитель проекта)

2004-2006 - “Беспризорность в советской России 1920-1930-х годов как социально-исторический феномен: власть, общество, жизненный мир беспризорника (на материалах Северного Кавказа)”. Коллективный грант РГНФ и Администрация Краснодарского края, № 04-01-38013 а/Ю (руководитель проекта)

Взаимоотношения молодежи и власти на Кубани в 1928 г. сквозь призму микроистории: «Дело Г. Синдаровского»”. Индивидуальный грант American Council of Learned Societies (ACLS), 2006

2006 - “Человек на исторических поворотах XX века: Юг России в историко-антропологическом измерении”. Коллективный грант РГНФ и Департамента образования и науки Краснодарского края, № 06-01-38180 г/Ю (подготовка Региональной научной конференции) – руководитель проекта.

2006-2007 - “Молодежь и власть в меняющейся России накануне «великого перелома»: взаимоотношения «крупным планом»”. Индивидуальный грант РГНФ, № 06-01-00430а

2008-2009 - “Трансформация коллективной памяти о Великой Отечественной войне в воспоминаниях детей военного времени (1940-е – 2000-е гг.)”. Коллективный грант РГНФ, № 08-01-00511а (руководитель проекта)

2010-2013 – «Ребенок в изменяющейся России ХХ века: образы детства, повседневные практики, “детские тексты”». Коллективный грант РГНФ, № 11-01-00345а (руководитель проекта).

2014-2015 – Научная подготовка к изданию сборника документов «Великая Отечественная война в письменных и визуальных эго-документах» (в серии «Библиотека Кубанского края»). Коллективный грант РГНФ, № 14-11-23005 а(р), зам. руководителя проекта.

2014-2016 – Чувства под контролем: повседневность провинциального города 1920—1930-х годов в ракурсе культурной истории эмоций. Коллективный грант РГНФ, № 14-01-00239а (руководитель проекта).

2018-2020 – Письма студентов "во власть" в Советской России 1920-х годов: научная подготовка комментированного издания. Коллективный грант РФФИ, № 18-09-00289 (руководитель проекта).

2021-2022 – Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России. Коллективный грант РФФИ-ЭИСИ № 21-011-31514 опн (руководитель проекта).

2021-2022 - Взаимоотношения партийно-государственной власти и полиэтничного общества в ходе реализации национальной политики (на материалах Северо-Кавказского края и Крымской АССР, 1920-е гг.). Коллективный грант РФФИ № 21-09-43110 СССР (исполнитель).

Членство в научных организациях и изданиях:

С 2018 –Российское общество «Знание», лектор.

С 2017 – Российское профессорское собрание (организация КубГУ).

С 2013 – журнал «Голос минувшего» (редколлегия).

С 2009 – Международная ассоциация гуманитариев (IAH).

С 2002 – Международная ассоциация исторической психологии им. В.И. Старцева.

Почетные звания и награды:

Лауреат премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры (2015).

Индексы цитируемости:

HI (индекс Хирша), РИНЦ – 12. Суммарное число цитирований публикаций автора – 1180; число публикаций, процитировавших работы автора – 793.

Научные и учебно-методические труды:

Опубликовано свыше 260 трудов, в том числе в ведущих научных журналах «Социологические исследования», «Вопросы истории», «Родина», «Клио», «Россия XXI», «Новое литературное обозрение», Ежегоднике «Военно-историческая антропология», в зарубежном научном сборнике (Эссен, Германия). Наиболее значимые работы:

Монографии:

  • Национальная политика в Северо-Кавказском крае и Крымской АССР, 1920-е гг.: институциональный и коммуникационный аспекты взаимодействия власти и общества: коллективная монография. Краснодар, КубГУ, 2022 (в соавт. с В.В. Касьянвым, А.В. Барановым, А.В. Ишиным).
  • Взаимоотношения партийно-государственной власти и полиэтничного общества в ходе реализации национальной политики (на материалах Северо-Кавказского края и Крымской АССР, 1920-е гг.): коллективная монография. Краснодар: КубГУ, 2021 (в соавт. с В.В. Касьянвым, А.В. Барановым, А.В. Ишиным).
  • 1917–1922 гг.: революция, кризис, провинция: коллективная монография / отв. ред. Н.В. Липатова, С.А. Прокопенко. Ульяновск: АНО "Центр стратегических исследований Ульяновской области", 2020.
  • В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2014 (2-е изд. – в 2016).
  • Наука и власть: кубанский контекст (1917-1941). Краснодар : Кубанькино, 2010 (в соавт. с А.Н. Еремеевой и М.Р. Струговой).
  • Социальные проблемы кубанской молодежи в условиях изменяющегося общества 1920-х и 1990-х гг. Краснодар : ИЭиУ МиСС, 2004 (в соавт. с А.Н. Деминым и И.В. Самаркиной, под ред. А.Ю. Рожкова).

Сборники статей и документов (редактор, соредактор, составитель):

  • Обращения студентов к власти. 1921–1930: комментированный сб. документов. Краснодар: КубГУ, 2023 (науч. ред., сост.).
  • Город и горожане в Советской России 1920-1930-х годов: мир эмоций и повседневных практик: сб. науч. ст. Краснодар: Традиция, 2017 (ред.-сост.).
  • Это и моя война: Великая Отечественная в письменных и визуальных эго-документах : сб. документов. Краснодар : Традиция, 2016. (соредактор с И.Г. Тажидиновой).
  • Вторая мировая война в детских «рамках памяти» : сб. ст. Краснодар : Экоинвест, 2010.
  • Человек на исторических поворотах ХХ века : сб. ст. Краснодар : Кубанькино, 2006 (соредактор с А.Н. Еремеевой).
  • Молодежь в меняющейся России: исторический опыт и современность : сб. мат-лов межвуз. науч. семинара. Краснодар : ИЭиУ МиСС, 2005.
  • Другие времена : межвуз. сб. ст. к 70-летию проф. В.Е. Щетнева. Краснодар, 2004 (соредактор с А.А. Зайцевым).

Учебники и учебные пособия:

  • Введение в направление подготовки «Социология»: уч. пособ. Краснодар: КубГУ, 2023. 111 с. (в соавт. с Т.А. Михайловой).
  • Историческая социология: уч.-метод. пособ. Краснодар: КубГУ, 2022. 90 с.
  • Социальная безопасность современной России: уч. пособ. / под ред. И.П. Скворцова. Краснодар, 2020. 210 с. (в составе авторского коллектива).
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. : практикум. Краснодар: КубГУ, 2018. 169 с.
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. Юность: мир студента: уч. пособ. Краснодар: КубГУ, 2018. 145 с.
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. Детство: мир школьника: уч. пособ. Краснодар: КубГУ, 2017. 138 с.
  • История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века : в 2 ч. / А.В. Баранов, А.Н. Еремеева, А.В. Жинкин и др. Краснодар : Перспективы образования, 2011. (в составе авторского коллектива).
  • Социальная политика региона: теория и практика / под ред. И.П. Скворцова. М.: Кнорус, 2010. (гриф УМО по специальности «Социальная работа»), в составе авторского коллектива.
  • Социальная политика региона: теория и практика / под ред. И.П. Скворцова. Краснодар : Советская Кубань, 2006. (гриф краевого Департамента образования и науки), в составе авторского коллектива.
  • История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. для вузов.  Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. (гриф краевого Департамента образования и науки).

Основные научные статьи:

  • «Только плохо с этой гражданской войной ": репрезентация событий 1917–1918 гг. в детских нарративах // Вестник Волгоградского университета. Сер. 4: История, регионоведение, международные отношения. 2022. Т. 27. № 4. С. 225–238. 
  • Информационные документы ГПУ-ОГПУ 1920-х годов: опыт интеллектуального анализа текстов (на материалах Северного Кавказа) // Кавказология. 2022. № 4. С. 278–296 (в соавт. с Т.А. Рунаевым).
  • Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти // Южнороссийский журнал социальных наук. 2021. Т. 22. № 2. С. 104–123 (в соавт. с Т.А. Рунаевым).
  • (De)constructing letters to leaders: Analysis of students’ appeals to the authorities in the 1920s // Perm University Herald – History: journal. Vol. 50. Is. 3. Permskii Gosudarstvennyi Natsional'nyi Issledovatel'skii Universitet, 2020. Р. 163-174.
  • «Довольно кокошить Кокошами...»: к вопросу о цензуре детской литературы в довоенном СССР // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследования: сб. ст. / ред. - сост. А.И. Слуцкий, Е.Д. Ломановская. Вып. 10. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2020. С. 75-97.
  • В память об Аркадии Иосифовиче Слуцком (11.10.1940 – 27.12.2019) // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследования: сб. ст. / ред. - сост. А.И. Слуцкий, Е.Д. Ломановская. Вып. 10. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2020. С. 482-490.
  • Штрихи к портрету учителя: Валерий Евгеньевич Щетнёв // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 2020. № 1–2. C. 48-70.
  • Dichotomy "Our/Others" in the mass media discourse of feminism // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. International Conference on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019). vol. 374. Atlantis Press, 2019. Р. 22–26.
  • Феномен суда и кассации в Советской России на закате нэпа: микроисторический анализ случая // Наследие веков. 2019. № 1. С. 54-66.
  • Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в Советской России 1920-х гг. // Общество: философия, история, культура : научный журнал. 2019. № 1 (57). С. 85-93. (в соавт.).
  • «Чем обязан советский вуз баронессам Корф?»: из опыта подготовки комментированного издания студенческих писем «во власть» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина: науч. журн. № 4. 2018. С. 7–20. https://elibrary.ru/item.asp?id=36635414
  • Молодежь о социокультурной интеграции Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации: оценки, мнения, перспективы // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология : науч. журн. Т. 4 (70). Спецвып. 2. Симферополь, 2018. С. 174–179. (в соавт.). https://elibrary.ru/item.asp?id=36474128
  • Язык революции и революция в языке: дискурсивные практики молодого поколения Советской России (1920-е годы) // Антропология конфликта и мира: Революции и перевороты ХХ в. в исторической и культурной памяти народов Юга России : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 24 ноября 2017 г.) к 100-летию Октябрьской революции /науч. ред., сост. Н.И. Бондарь, А.И. Зудин. Краснодар : [б. и.] 2017. С. 158-169.
  • Читая «Дневник Кости Рябцева»: школьная действительность 1920-х годов глазами историка // Детские чтения. 2017. № 2 (012). С. 298-324. https://elibrary.ru/item.asp?id=34963766
  • Визуальные образы «советскости» в школьном букваре 1920–1930-х гг.: контент, структура, динамика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 57-72. https://elibrary.ru/item.asp?id=29369157
  • Трансформация ценностных ориентаций сельской молодежи Кубани в условиях межпоколенческого разрыва (1920-е гг.) // Голос минувшего. 2016. № 3-4. С. 164-182. https://elibrary.ru/item.asp?id=28856748
  • Студенческий протест в Краснодаре в 1928 г.: эмоциональные нормы власти и молодежи // Человек. Сообщество. Управление: научно-информационный журнал. 2016. Т. 17. № 3. С. 103-122.
  • Эмоциональные нормы власти и молодежи в ракурсе краснодарского случая (1928 год) // Город и горожане в Советской России 1920-1930-х годов: мир эмоций и повседневных практик : сб. науч. ст. / ред.-сост. А.Ю. Рожков. Краснодар : Традиция, 2017. С. 68-111. https://elibrary.ru/item.asp?id=35260737
  • Провинциальный город как пространство «эмоциональной» повседневности в 1920-е годы: методологические подходы и проблемы изучения // Город и горожане в Советской России 1920-1930-х годов: мир эмоций и повседневных практик : сб. науч. ст. / ред.-сост. А.Ю. Рожков. Краснодар : Традиция, 2017. С. 68-111.  https://elibrary.ru/item.asp?id=35260738
  • «Большой эрудиции и большого опыта»: биографическое эссе о профессоре Э.П. Цытовиче // Голос минувшего. 2015. № 3-4. С. 180-201. (в соавт.). https://elibrary.ru/item.asp?id=25899288
  • Эго-документы о Великой Отечественной войне как эмотивное средство традирования прошлого  // Наука Кубани. 2015. № 3. С. 67-71. (в соавт.).
  • «Эмоциональный поворот» в исторической науке: основные понятия и подходы // Голос минувшего. 2014. № 3-4. С. 101-106. https://elibrary.ru/item.asp?id=22636902
  • Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927-1932 гг.) // «Начало учения детъм»: Роль книги для начального обучения в истории образования и культуры : сб. ст. / под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой. М. : Канон-Плюс, 2014. С. 277-307.
  • Социальные интересы молодежи г. Краснодара в условиях трансформирующегося общества: опыт социологического анализа // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов. Т. 2. К 20-летию открытия социологического образования в КубГУ. Краснодар : Просвещение-Юг, 2014. С. 78-92.
  • Реклама как фактор социализации детей: концептуальные подходы и исследовательская практика // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов. Т. 2. К 20-летию открытия социологического образования в КубГУ : сб. ст. Краснодар : Просвещение-Юг, 2014. С. 62-77.
  • Репрессивные техники  власти в отношении учащейся молодежи накануне "великого перелома": микроисторический подход // История сталинизма: жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий : мат-лы Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 18-20 октября 2012 г. М. : РОССПЭН, 2013. С. 185-195.
  • «Я хочу быть киноартисткой»: размышления по поводу одной пионерской дискуссии (1929 год) // Вестник Пермского университета. Серия "История". Пермь, 2013. Вып. 2 (22). С. 126-137. https://elibrary.ru/item.asp?id=20308280
  • К осмыслению научного наследия В.Е. Щетнева // Историки, научные школы и исторические сообщества Юга Российской Империи, СССР и постсоветского пространства: мат-лы Междунар. науч. конф. : сб. науч. ст. Краснодар, 2012. С. 193-205.
  • «Бог есть, но я в него уже не верю»: детские религиозные/антирелигиозные представления и практики в 1920-е годы // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 4. С.101-104. https://elibrary.ru/item.asp?id=18273758
  • У истоков Кубанского пединститута: Петр Николаевич Колотинский  // Голос минувшего. 2011. № 1 (4). С. 30-37. https://elibrary.ru/item.asp?id=21395975
  • «It is quiet in class while students are writing»: motivation, academic performance, live projects of students from 1920s // European researcher. 2011. №9. С.1280-1288.
  • «Кровный союз» в краснодарской школе: практики коллективной идентичности учащихся 1920-х годов // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4. С.107-110. https://elibrary.ru/item.asp?id=17104983
  • Георгий Синдаровский: исповедь в камере ОГПУ // Ad augusta per angusta. Chelm, 2011. S. 393-412.
  • Школа южно-российского города на закате нэпа: «микрофизика власти» в смысловом пространстве криминального казуса // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики : сб. ст. Пермь, 2010. С. 19-54. 
  • Международная конференция "История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России" // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. (в соавт.)
  • «Вместо сияющего будущего – участь рабыни»: Репрезентация переживаний в период оккупации в нарративах краснодарских школьников (1945 год) // Вторая мировая война в детских «рамках памяти» : сб. науч. ст. Краснодар : Экоинвест, 2010. С. 264-316.
  • Неформальные сообщества школьников: уникальное и типичное в обретении коллективной идентичности в 1920-е годы // Ребенок в истории и культуре : тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики».  М., 2010. Вып. 4. С. 344-369.
  • «Я сам знаю, что не жил»: исповедь арестанта кубанского ОГПУ // Кубанский сборник : сб. науч. ст. и материалов по истории края / под ред. А.М. Авраменко, Г.В. Кокунько. Краснодар, 2008. Т. III (24). С. 369-409.
  • «Казарма хуже тюрьмы»: Жизненный мир красноармейца 1920-х годов // Военно-историческая антропология: Актуальные проблемы изучения: Ежегодник 2005/2006. М., 2007. С. 257-284.
  • «Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить» // Родина. 2004. № 9. С. 60-65. https://elibrary.ru/item.asp?id=17898224
  • Кубанская молодежь и ОГПУ: «Дело Синдаровского»: Опыт микроисторического исследования // Другие времена : межвуз. сб. ст. к 70-летию проф. В.Е. Щетнева. Краснодар, 2004. С. 188-212.
  • Die Jugend im Kuban-Gebiet in den 1920er Jahren zwischen Tradition und Modernisierung // Sowjetjugend 1917-1941: Generation zwischen Revolution und Resignation. Essen: Klartext, 2001. S. 195-216.
  • Под диктовку политруков: Мир и мирок красноармейца 20-х гг. // Родина. 2001. № 4. С. 60-65.
  • "В Москве я слышал одно, здесь вижу другое...": Красноармеец 1920-х годов: картины мира и социальный облик // Социологические исследования. 2000 №10. С.76-83.
  • Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. № 1. С.134-139.
  • Интернационал дураков // Родина, 1999. № 12. С. 61-66.
  • Бунтующая молодёжь в нэповской России // Клио. 1999. № 1. С. 139-154.
  • Народные острословы о жизни в "большевизии" // Родина. 1999. № 10. С. 60-64.
  • Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107-114.
  • Студент как зеркало Октябрьской революции // Родина. 1999. № 3. С.68-74.
  • Народное сопротивление антирелигиозной политике советской власти на юго-востоке России в 1918-1929 гг. // Голос минувшего. 1997. № 2. С.З-12.
  • Беспризорники // Родина. 1997. № 9. С.70-76.
  • Первая смерть вождя: Болезнь и кончина В.И.Ленина в общественном восприятии // Россия XXI. 1995. № 5-6. С. 130-157.