Вы здесь

Организация образовательного процесса в ФГБОУ ВО «КубГУ» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В Кубанском государственном университете для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также имеющих инвалидность, создана среда, способствующая сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.

При прохождении вступительных испытаний, проводимых ФГБОУ ВО «КубГУ» самостоятельно, абитуриенту предоставляются специальные условия, включающие возможность использования технических средств, помощи ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний. На сайте КубГУ в разделе «Абитуриент» размещена информация об условиях поступления в университет лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Обучение в университете студентов с ОВЗ и имеющих инвалидность осуществляется как в общих группах, так и по индивидуальным программам. Во время проведения занятий в группах, где обучаются студенты с инвалидностью и ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации.

В университете имеется практика психолого-педагогической поддержки лиц с инвалидностью и ОВЗ. Кураторами групп уделяется особое внимание совместной деятельности обучающихся в группе, что способствует более эффективной и быстрой адаптации к академической среде. При необходимости кураторы консультируются со специалистами «Центра психологической службы» Кубанского государственного университета.

Организационно-педагогическое сопровождение студента с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций, контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

При необходимости для данной категории студентов может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий. Срок обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках образовательных программ для студентов с ОВЗ предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, связанным непосредственно с применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций. Специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть циклов образовательной программы с целью освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, коррекции коммуникативных умений в соответствии с индивидуальными потребностями студентов с ОВЗ.

Предусматривается создание специализированных фондов оценочных средств, позволяющих оценить степень освоения обучающимися образовательной программы и достижение целей образовательной программы, выбор форм проведения аттестации и контроля знаний, предоставление дополнительного времени для подготовки ответов, применение специальных технических средств, привлечение ассистента.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в КубГУ установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. Это подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ОВЗ и инвалидностью производится с учетом требований их доступности для данной категории обучающихся.

При необходимости для обеспечения образовательного процесса обучающимся с нарушением слуха и зрения в университет приглашается сурдопедагог (сурдопереводчик) тифлопедагог. Также при необходимости к лицу с ОВЗ и инвалидностью прикрепляется студент из волонтерского движения.

Для профессорско-преподавательского состава университета организуются занятия в рамках повышения квалификации, направленные на понимание специфики приема-передачи учебной информации, применение специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.

Одно из важнейших направлений деятельности по обеспечению социальной защиты – это содействие занятости и трудоустройству выпускников университета, их социальной адаптации на рынке труда. В университете существует Отдел содействия трудоустройству и занятости. Основными направлениями его деятельности являются постоянное взаимодействие с работодателями на региональном рынке труда и активные формы и методы работы с обучающимися.

Развитие информационно-технологической базы предусматривает использование материально-технических средств для студентов различных нозологий.

Для студентов с ОВЗ по слуху предусматривается применение техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.

Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств преобразования визуальной информации в аудио и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение специальной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением.

Университет ежегодно проводит мероприятия по созданию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям Университета, такие, как обеспечение доступности путей движения, размещение средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств лиц с ОВЗ и др.

В университете предусмотрен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеется санитарно-гигиеническое помещение с туалетной кабинкой, доступной для маломобильных студентов, с установкой откидных опорных штанг, поручней, поворотных или откидных сидений. В общежитиях проектируется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями.

Нормативные документы: