Вы здесь

Онлайн образование: технологии будущего или реальность?

Тема, которая наверняка встрепенула не одного студента на этой неделе — заголовки новостных лент, за которыми, кажется, непременно должны последовать инновации и изменения в законодательстве. Или уже почти все случилось? «Онлайн образование хотят приравнять к очному»! Получается, скоро можно будет даже не прятать шпаргалки — они и так всегда будут перед глазами. А преподаватели? Те, кто не будут составлять образовательные программы специально для интернета, через какое-то время, если, конечно, нововведение примут и оно приживется, потеряют работу? А огромные здания вузов, вроде этого, где сегодня работают десятки факультетов, — им грозит когда-нибудь     опустеть? Вот наш прогноз.

Сервировка, которую принято считать элитной. Вот почти уже все готово. Но тарелки у этих клиентов сегодня так и останутся пустыми. И, да, мы ничего не перепутали. Просто это на самом деле не ресторан. Это аудитория, в которой занимаются студенты пищевого факультета. Практическое занятие — без парт и конспектов. Кубанский государственный технологический университет. Краснодар. 2015 год.

Здесь же занятие будущих строителей. Сегодня они воссоздают здания, которых уже нет в реальности. Вот готовый макет — исторический центр станицы Мингрельской. 1871 год. А это уже проект настоящего — территории КубГТУ. По чертежам реальность воспроизводится в 3-ДЭ: виртуальная модель, потом печать. Чтобы исключить ошибки проектирования. По старинке никто не работает.

Если прошлое поколение мыслило образами, оно больше читало, то нынешнее поколение мыслит клипами. Если изначально пользоваться старой технологией, работая на листе, то не каждый смог бы воспринять это в объеме, — рассказал Сергей Снисаренко, преподаватель КубГТУ.

Краснодар. 2030 год. Развитие онлайн образования. И вот студенты учатся тому же самому, но в виртуальной реальности. Представим?

Если же сказать о том, что в дальнейшем у студентов будет возможность получить образование в режиме онлайн, наверное, это когда-нибудь   может и будет, но, правда, мне это напоминает лозунг, который был в годы моего детства, который гласил, что совсем скоро в 80-м году мы построим коммунизм, — сказал ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов.

Михаил Борисович Астапов. 55 лет. Утвержден в должности ректора Кубанского государственного университета до февраля 2020 года. Возглавляет КубГУ уже 8 лет. Имеет диплом географа. Возглавлял департамент образования и науки Краснодарского края.

И разве существующие предпосылки не опровергают мнение авторитетного ректора?

Если бы не официальный вид и книги за столом, могло бы показаться, что он просто общается со своей знакомой по скайпу. Дома. Но это на самом деле учебный центр. И утром здесь — один преподаватель и единственный студент.

Групповое обучение невозможно по скайпу, или, скажем так, это менее возможно по скайпу. Все-таки внимание преподавателя приковано к экрану и не на несколько студентов сразу, — рассказала Екатерина Ласенкова, генеральный директор сети школ иностранных языков.

Выучить английский язык таким образом, утверждают здесь, можно чуть ли не в два раза быстрее. Но скорость — это пока не преимущество новых технологий. Дело в индивидуальных занятиях. Представим снова. 2030 год — и невозможное возможно.              

Есть студенты, которым тесно в рамках того или иного вуза, которые хотят знать больше, которые хотят раздвинуть существующие горизонты и получать дополнительно некоторые знания в ведущих вузах нашей страны. Но при этом они будут сочетать это с обучением в своем родном вузе, — рассказал ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов.

В этом сегодня и заключается суть нововведения министерства образования и науки России. За страшной формулировкой «Приравняем онлайн образование к очному» сегодня скрывается вот эта интернет-платформа. Ведущие вузы страны слили сюда свои образовательные программы. С ноября каждый желающий, и, что немаловажно, совершенно бесплатно, может записаться сразу на несколько курсов. После виртуальной учебы предусмотрена выдача сертификатов, которые будут обязаны засчитывать в любом университете. К примеру, сдал историю России на этом сайте — принес подтверждающий документ в свой вуз и переставил уже существующую отметку в зачетку, не сдавая ничего дополнительно.

У нас очень часто так бывает, что за инновациями идет какое-то шарлатанство. Или желание уйти от выполнения определенных требований. Нам очень важно при введении онлайн образования не наступить на те же грабли, когда мы вводили дистанционное образование, — сказал Михаил Астапов.

С чашечкой чая, кроша печеньем на клавиатуру, студент слушает виртуальную лекцию, к примеру, по социологии. Никто не поругает за пропуск или отсутствие конспекта. Он ведь и так всегда перед глазами. Его еще можно постоянно перематывать и переслушивать. Вместо зачета — тест. Открываем дополнительные вкладки. Гуглим, что называется, освежаем в памяти все, что успели забыть. И в графе «оценка» — отлично?

Что касается системы контроля. Сдача одних материалов другими студентами, использование гаджетов, на мой взгляд, дистанционное образование, которое было введено, оно себя не оправдало, — отметил Михаил Астапов.

Существует достаточно совершенные технические идентификации личности этих студентов, которые позволяют совершенно четко определять, кому будет выдан сертификат и за какие результаты обучения, — рассказал Дмитрий Иус, специалист отдела дистанционных технологий КубГУ.

— Умного, получается, я вместо себя не посажу сдавать этот тест?

- На каких-то этапах изначальных такой подлог незначительный будет возможен, но в финале, я надеюсь, мы будем уверены, что уровень знаний, подтвержденный сертификатами, принадлежит или освоен, получен конкретным человеком.

Он может чем-то напоминать ЕГЭ. У нас же сегодня ЕГЭ сдают в аудиториях, где есть системы видеонаблюдения. И когда совершенно понятно, что молодой человек, личность которого известна, находясь в этой аудитории, не может использовать какие-либо иные источники получения информации, — рассказал Михаил Астапов.

Выходит, за виртуальным образованием последует реальная система контроля? В чем же тогда удобство?

— Это свобода гораздо большая. Нет необходимости быть привязанным к конкретному преподавателю, аудитории и так далее. В результате появилось несколько проблем. Когда появилось дистанционное образование, я был на аккредитации в одном из филиалов в Краснодарском крае. Не будем называть вуз. И обратил внимание, что сидят студенты у старых-старых компьютеров. И пытаются что-то там узреть. Хотя этого видеть было невозможно. И там не было ни одного преподавателя. Кто-то приходит, кто-то уходит. В результате у молодых людей создается впечатление, что процесс обучения, не совсем обязательный, — отметил Михаил Астапов.

А если самосознание развито?

 Даже в свой обеденный перерыв он пытается повысить свою квалификацию. Работает на сертификат. Онлайн. Только на другой платформе. Для предпринимателей. Ждет дивидендов от новых знаний.

Те, кто развивает себя, в ближайший 16-й-17-й год останутся зарабатывать деньги. А те, кто не умеют и работали на растущем рынке, воткнув в землю лопату, чтобы она зацвела кое-как, те останутся голодать, — сказал Артем Шабловский.

А он вернулся в родной вуз, запутавшись во всемирной паутине виртуальных знаний.

Я сам пробовал учиться онлайн. Ходил на курсы, вебинары посещал, но дельного ничего не выцепил, и знаний оно мне не принесло. Иногда, когда ты смотришь человеку в глаза, ты многое понимаешь из разговора с ним. В случае с интерактивным обучением, то есть с обучением в интернете, сложно иной раз понять, что имеет ввиду преподаватель, — сказал Евгений Курила, студент строительного факультета.

Так за кем будущее?

Наша классическая система, она складывалась на протяжении очень длительного времени. И со всеми своими достоинствами и недостатками она сегодня существует. Когда мы говорим, что придет на смену онлайн образование, я могу сказать совершенно точно, это мое субъективное мнение, что онлайн образование никогда не заменит классическую высшую школу, — сказал ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов.

Снова 2030 год — мы приходим к мирному сосуществованию. Получается, остаемся в 2015-ом? С работающей интернет-платформой «Открытое образование». Просто ее со временем обновляют. А число российских вузов, дополнительно обучающих еще и через всемирную паутину, растет. Это немного похоже на индивидуальный график обучения. Студент самостоятельно выбирает, как ему проходить некоторые из курсов, — в реальности обычной или виртуальной.

Проблема другая. Вузы должны иметь право засчитывать результаты этих испытаний. Это тоже должен быть нормативный акт министерства образования, который позволит нам засчитывать те или иные курсы. Когда эти проблемы будут решены, я не вижу каких-то препятствий. Но с моей точки зрения, эта система может работать на 10, 20, 25 процентов наиболее продвинутых студентов. Всем остальным дай бог освоить программу существующей классической формы, — добавил Михаил Астапов.

 

Сюжет на сайте ГТРК "Кубань"