Вы здесь

Политика памяти как ресурс формирования гражданской идентичности и позитивного образа будущего страны в сознании молодежи Юга России

(Проект РФФИ и ЭИСИ № 21-011-31514)

 

Состав научного коллектива проекта:

А.Ю. Рожков, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой социологии - руководитель проекта;

Е.С. Студеникина, канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры социологии – исполнитель;

М.В. Донцова, канд. социол. наук, доцент кафедры социологии – исполнитель;

Т.А. Рунаев, преподаватель кафедры социологии – исполнитель.

 

Проект относится к междисциплинарным фундаментальным исследованиям на стыке социологии и политологии и предполагает эмпирическое изучение и теоретическое осмысление актуальной научной проблемы получения новых знаний о консолидирующем потенциале политики памяти в молодежной среде. Актуальность и научная значимость исследования обусловлены, с одной стороны, возрастанием научного интереса к изучению государственной политики памяти в русле «мемориального поворота», с другой – современными вызовами, связанными с внешним идеологическим влиянием на молодое поколение России.

Целью проекта является изучение государственной политики памяти как ресурса формирования гражданской идентичности и позитивных коллективных образов будущего в сознании молодежи Юга России на примере двух важнейших геостратегических зон – Краснодарского края и Республики Крым. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования в данных субъектах РФ даст представление о сходствах и различиях в восприятии дискурса политики памяти в сознании молодежи, исторически включенной в мемориальный нарратив страны, и молодежи, в период взросления находившейся в иных социокультурных и политических условиях.

Задачи проекта:

1) изучение дискурса государственной политики памяти, его региональных особенностей;

2) анализ нарративов «популярной памяти» в информационном пространстве;

3) изучение структуры социальной идентичности молодежи Юга России, содержания коллективного образа будущего страны, сравнительный анализ полученных результатов по Краснодарскому краю и Республике Крым;

4) определение ключевых образов политики памяти, особенностей их восприятия молодежью Юга России;

5) выявление корреляции образов будущего страны и структуры социальной идентичности в сознании молодежи Юга России с нарративом государственной и региональной политики памяти;

6) оценка потенциала политики памяти как ресурса развития и укрепления гражданской идентичности, формирования позитивного образа будущего «единой» страны.

Данное исследование имеет очевидную научную новизну, поскольку проясняет актуальные вопросы, связанные с изучением консолидирующего потенциала политики памяти среди молодежи в кризисных условиях современности и особенностей развития и восприятия политики памяти в молодежной среде в региональном измерении Юга России на примере двух важнейших геостратегических зон.

Поскольку образ будущего конструируется, опираясь на исторический опыт, его размытость и негативное восприятие могут служить симптомом «болезни», скрывающейся в противоречиях исторической памяти. Проблема усложняется тем, что при наличии противоречивых версий истории возможны различные образы будущего. И так как образы прошлого у разных поколений могут иметь уникальное наполнение, то и представления о будущем способны различаться, тем самым приводить к социальной напряженности. Кроме того, противоречия официального исторического дискурса и реального опыта молодых людей могут сформировать «кризис идентичности» или даже негативную идентичность, что представляет значительную опасность для устойчивого развития полиэтничного социума. Особую актуальность данная проблема приобретает в измерении Республики Крым, находящейся в переходном состоянии и в которой все еще продолжается борьба «за умы» молодежи.

Методологической основной данного исследования служит герменевтический подход Поля Рикёра, объясняющий взаимосвязь символов и текстов с социальным окружением человека. В данной теории применительно к исследованиям процесса экстраполяции исторической памяти в образах будущего, особый интерес представляет идея конфликтующих интерпретаций и парадигмы текста, которая выступает образцом присвоения определённых смыслов, который удалены от нас во времени. Для раскрытия темы проекта методологическую ценность представляют концепция Мориса Хальбвакса, которая концептуально раскрывает понятие коллективной памяти, и идеи Зигмунта Баумана, который связывает исторический нарратив с развитием идентичности.

В рамках выбранной методологической стратегии используются преимущественно качественные методы сбора эмпирических данных:

1) методы анализа документов и текстовой информации: нарративный анализ (метод герменевтики), контент-анализ (изучение дискурса государственной политики памяти, его региональных особенностей, а также нарративов «популярной памяти» в информационном пространстве);

2) опросные методы: фокус-групповое исследование, нарративное интервью (определение особенностей восприятия молодежью Юга России ключевых образов политики памяти, исследование региональных особенностей социальной идентичности молодежи Юга России и содержания коллективного образа будущего страны);

3) методы анализа качественной информации (выявление корреляции образов будущего и структуры социальной идентичности в сознании молодежи Юга России с нарративом государственной и региональной политики памяти; оценка потенциала политики памяти как ресурса развития и укрепления гражданской идентичности, формирования позитивного образа будущего «единой» страны).

За период выполнения проекта в эмпирической части исследования проведено:

- 13 нарративных интервью (6 – Краснодарский край, 5 – Крым, 2 – «транзитные» информанты, постоянно перемещающиеся между этими двумя регионами);

- 4 фокус-групповых дискуссии (2 – Краснодарский край, 2 – Крым);

- собрано 57 автобиографических эссе по методу биограммы (36 – Краснодарский край, 21 – Крым);

- контент-анализ школьных учебников, изданных после 2015 г. («История России» под общей редакцией А. В. Торкунова, 6-10 классы, Кубановедение под редакцией А. А. Зайцева, 6-10 класс, Крымоведение под редакцией А. В. Супрычева, 7 класс), результаты которого соотнесены с Историко-культурным стандартом РФ от 2014 г. (обновленным в 2020 г.). Контент-анализ проводился с применением компьютерной программы Atlas.ti 9. 

Принято участие в четырех научных конференциях, на которых сделано 4 доклада:

1. Международная научная конференция "Бренное и вечное: мифология и социальные технологии цифровой цивилизации", г. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 22-23 ноября 2021 г. - Рожков А.Ю., Донцова М.В., Рунаев Т.А., Студеникина Е.С. (доклад на секции, опубликован в журнале МБД Web of Sciense - "Historical Memory As Young People Civic Identity Formation Resource In Digitalization Context").

2. VII международный научный форум «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия». 23–26 сентября 2021г. с. Кабардинка, г. Геленджик. (доклад: Студеникина Е.С. «Отечественное научно-техническое наследие как ресурс формирования позитивной гражданской идентичности молодежи»).

3. Всероссийская научно-практическая конференция Х Столыпинские чтения «Россия в глобальной политике. Национальная безопасность России в контексте вызовов современной эпохи». Краснодар, 12–13 ноября 2021 г. (доклад: Донцова М.В., Студеникина Е.С. «Образы ключевых исторических событий и будущего России в сознании молодежи Краснодарского края и Республики Крым (по материалам фокус-групп)».

4. Региональная научно-практическая конференция «Молодёжь и молодежная политика в российском регионе». Краснодар, 22 декабря 2021 г. (доклад: Рунаев Т.А. «Образ будущего страны в представлениях молодого поколения Юга России»).

 

Опубликованы/приняты к печати 5 научных статей (в изданиях, включенных в МБД Web of Science, Перечень ВАК, РИНЦ):

-  Рожков А.Ю., Рунаев Т.А. Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22. № 2. С. 104–123. doi=10%2E31429%2F26190567%2D22%2D2%2D104%2D123;

- Rozhkov A. Yu., Studenikina E.S., Dontsova M.V., Runaev T.A. Historical Memory As Young People Civic Identity Formation Resource In Digitalization Context // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021. P. 753-760. DOI: 10.15405/epsbs.2021.12.03.100;

- Рунаев Т.А. «Крымский вопрос» в российских и украинских школьных учебниках по истории // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 77-80. DOI: 10.24158/spp.2021.9.11;

- Донцова М.В., Студеникина Е.С. Образы ключевых исторических событий и будущего России в сознании молодежи Краснодарского края и Республики Крым (на материалах фокус-групп) // Х Столыпинские чтения. Россия в глобальной политике. Национальная безопасность России в контексте вызовов современной эпохи: материалы Всероссийской научно-практической конференции /отв. ред. В.М. Юрченко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. С. 233-237;

- Студеникина Е.С., Донцова М.В. Государственная политика памяти как ресурс развития и укрепления гражданской идентичности современной молодежи // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22. № 3 (в печати).

Важнейшие научные результаты проекта

1) аналитические выводы, полученные в результате интерпретативных процедур, о структуре социальной идентичности молодежи, региональных особенностях политики памяти на Юге России, корреляции образов будущего и структуры социальной идентичности в сознании молодежи с нарративом государственной и региональной политики памяти;

2) научно обоснованные экспертные рекомендации в адрес органов государственной власти и управления о возможности использования потенциала исторической памяти для формирования позитивного образа будущего страны.

Научная значимость важнейших результатов проекта обусловлена тем, что в процессе исследования нами расширены и уточнены теоретические представления, сложившиеся в общественно-политических науках по данной проблематике, а также получены выводы на основе эмпирических данных, способствующие интеграции научного знания в процессы принятия политических решений.

Краткий научный отчет о выполнении проекта