Вы здесь

Новости проекта TEMPUS-IV/ Nachrichten des Projektes / News of the Project TEMPUS-IV

Отчёт о прохождении курсов повышения квалификации

с 31.05.2015 – 07.06.2015 г. в Фондовом университете г. Хильдесхайм в рамках проекта TEMPUS-IV « Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» группы Кубанского государственного университета

Волкодав Татьяны Владимировны; Щербина Анны Ивановны

 


На данных курсах повышения квалификации в совместном европейском проекте для нас был разработан цикл лекций, мастер-классов и круглые столы с ведущими профессорами Фондового университета г.Хильдесхайм. Руководитель проекта профессор Ольга Грауманн на вводной лекции представила основную идею проекта, его стратегию, цель и задачи, актуальность в современных условиях, а также способы формирования готовности педагогов и учителей к работе с различными гетерогенными группами в условиях инклюзивной образовательной среды, которая рассматривается в широком смысле и включает в себя не только интеграцию детей и обучающихся с ограниченными возможностями, но и детей из семей мигрантов, социально-уязвимых групп, представителей национальных и религиозных меньшинств, одаренных детей и т.д.

Наиболее ценным считаем критические замечания и указания профессора Ольги Грауманн касательно разработки модулей, их специфики, обзора литературы и первоисточников.


Olga Graumann, Mikhail Pevzner… Hochschule und Schule in der inter.В равной степени продуктивно прошла работа с публикациями, журналами, научными сборниками и практикумами в библиотеке университета г. Хильдесхайм:

  1. Wie geht’s zur Bildungslandschaft?
  2. Inklusion vor Ort. Der Kommunale index für inclusion – ein Praxishandbuch.


Одним из важнейших моментов на встрече с главой отдела пост-дипломного образования и повышения квалификации Института педагогики, профессором доктор Бриттой Остерманн являлось обсуждение необходимости поддержки и сопровождения преподавателей, педагогов и учителей в обучении и практическом внедрении концепции инклюзивного образования в образовательный процесс на всех уровнях.  

Одной из особенностей работы данного института является международная специализация. Повышать квалификацию в рамках данной программы могут учителя из разных стран. Интересным на наш взгляд является разработанная программа со следующей модульной структурой:

 

Модуль 1. Основы педагогики многообразия;

Модуль 2. Кооперация, коммуникация, коучинг;

Модуль 3. Переход к инклюзивной школе.

 

Реализация данных модулей на практике способствует развитию компетенций, необходимых для полноценной работы в инклюзивной среде.

 

На практическом треннинге профессора Нуртен Каракаш нам было предложенно провести саморефлексию и самоанализ в рамках темы многообразия в гетерогенных группах, что вызвало оживленную и продуктивную дискуссию. В результате была разработана общая концепция понимания измерений педагогики многообразия нашей группы с учетом специфики представителей участников. Также на встречи мы были ознакомлены с научными разработками профессора Нуртен Каракаш и института многообразия.

На встрече с профессором Стефаном Шликау из института международных коммуникаций мы познакомились с новым методом работы со студентами из разной языковой среды на примере видео-урока – лингвистическое транскрибирование речи/выступлений/дискуссий/дебатов и его применение в инклюзивной образовательной среде. Помимо этого, профессор Шликау представил свой уникальный научный труд Neue Medien in der Sprach- und Kulturvermittlung, не имеющих аналогов в России.

 

Особый интерес и отклик у нас с коллегами получила встреча с госпожой профессором Беттиной Амрхайн, поскольку она поделилась с нами накопленным педагогическим опытом работы в инклюзивной среде.

 

Одним из важнейших выводов явилось понимание и осознание того, что необходимым компонентом развития профессионального самосознания современного учителя является развитие способности педагога к саморефлексии инклюзии. Эмпирический опыт работы в области прикладной педагогики отражен в представленной нам интересной книге Inklusion in der Sekundarstufe.

Погружение в гетерогенную образовательную среду мы получили в народной школе на встрече с директором доктором Рудольф и ее проректором господином Алексеем Пономаревым. Нам была показана действующая модель жизнеспособности многофункционального образовательного центра в инклюзивной среде.

В заключении хотелось бы выразить признательность и особую благодарность руководителю проекта профессору Ольге Грауманн и отметить особую значимость проведения таких курсов повышения квалификации в рамках совместных международных проектов с участием коллег как из европейских, так и российских университетов, продвигающие идеи инклюзивного образования, педагогики многообразия, а так же совместного поиска решений современных педагогических задач на национальном, региональном и международном уровнях.