Вы здесь

Землетрясений будет больше? Академик о последствиях глобального потепления

Как связаны потепление и сейсмическая активность, рискует ли Европа утонуть и стоит ли бояться тектонического оружия, «АиФ-Юг» рассказал профессор Владимир Бабешко.

Профессор КубГУ Владимир Бабешко давно и успешно занимается прогнозированием землетрясений. Недавно он вернулся из Японии, где был председателем оргкомитета и основным докладчиком на IV Всемирном конгрессе «Изменение климата и глобальное потепление». Он рассказал «АиФ-Юг» о том, почему Европа рискует утонуть и стоит ли бояться тектонического оружия.

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Владимир Андреевич, вы приехали с конгресса «Изменение климата и глобальное потепление». О чём там говорили?

 

Владимир Бабешко: Начну с того, что приглашение стало для меня полной неожиданностью. А говорили там о многом - охватили вопросы, связанные с процессом повышения температуры на Земле.

- То есть глобальное потепление - это уже научный факт, а не страшилка?

- Да, учёные признают, что температура на Земле в последнее время постоянно повышается. Но открытым остается вопрос: мы это наблюдаем впервые или потепление - периодически повторяющаяся ситуация? С одной стороны, температура действительно становится выше. В то же время часто сообщают: «В Москве побит температурный рекорд 25-летней давности». То есть четверть века назад тоже было очень жарко, а теперь ситуация повторилась. Поэтому учёные сейчас внимательно изучают изменение климата, а математики стараются рассчитать, что произойдёт дальше. Если потепление продолжится, то быстрее начнут таять ледники Арктики и Антарктики. И сейчас, говорят, процесс этот идёт всё активнее, поэтому белые медведи вынуждены мигрировать ближе к Северному полюсу. Повышение температуры приведёт к тому, что затопит низменные районы суши. Эта опасность грозит в первую очередь Западной Европе.

- Краснодарский край находится у Чёрного моря - нам тоже стоит бояться потопа из-за глобального потепления?

- По этому поводу нам беспокоиться не стоит - мы защищены от Мирового океана Средиземным и Чёрным морями, которые соединяются с ним достаточно узкими проливами. И они блокируют проток воды. К тому же Средиземное море находится близко к экватору, где достаточно мощное испарение. А вот северные районы нашей страны могут пострадать - берег там довольно равнинный, гор мало, но они практически не заселены. Затопит в первую очередь омываемые Атлантическим океаном северные части Западной Европы: Великобританию, Францию, Португалию, Нидерланды, Норвегию, Швецию, Финляндию.

- Экологи часто обвиняют в глобальном потеплении человечество, мол, и парниковый эффект мы сами организовали, и природу постоянно загрязняем. А человек действительно виноват?

- Конечно, нет. Всю энергетическую отрасль, всю нефть, уголь и т. д. нельзя сравнить с тысячной долей солнечного тепла. Наш вклад - абсолютный мизер. Если Солнце погаснет, от холода не спасёт вся созданная нами энергия. Кроме Солнца влияет на температуру и облачность - чем она выше, тем прохладнее. И наоборот. Например, в Лос-Анджелесе практически не идут дожди - тучи собираются над Атлантическим океаном, доходят до берега и просто испаряются, потому что лесов там почти не осталось. Облачность влияет и на степень испарения Мирового океана - тучи отражают солнечную радиацию и не дают интенсивно испаряться воде. Когда их мало, испарение идёт активно. Эти важные и не до конца изученные вопросы тоже обсуждали на конгрессе.

- Я правильно понимаю, что большинство участников конгресса не обвиняют человечество в глобальном потеплении?

- Смелых высказываний не было - говорили осторожно: «Следует выяснять, изучать». Тот же парниковый эффект возникает из-за того, что в атмосфере становится больше углекислого газа, пусть и в результате человеческой деятельности. Но и «вклад» этого эффекта в глобальное потепление минимален - основной, повторюсь, несёт на себе солнечное тепло. Учёные отмечали, например, что температуры фактически одинаковы и в мощных мегаполисах, и в безлюдных местах. Однако хоть человечество и вносит минимальный вклад в глобальное потепление, явление это надо контролировать. Китай и США, например, из экономических соображений не подписали Киотское соглашение, которое обязывает страны сократить выброс парниковых газов.

Кислородом же Землю снабжают в основном две страны - Россия и Бразилия. Но хоть мы и лидеры по количеству лесов, всё равно надо заниматься насаждениями - видите же, сколько деревьев сгорает в пожарах. Человечество на разных этапах своего развития наносило Земле разный вред. К примеру, район Палестины когда-то был покрыт кедровыми лесами. Но так как люди строили из дерева, жгли его, то леса эти исчезли. Много открытых вопросов в отношении Сахары - есть мнение, что пять-шесть тысяч лет назад вся Африка была покрыта лесами, а люди уже превратили часть её в пустыню.

- Владимир Андреевич, а почему вас позвали на конгресс про глобальное потепление, если вы занимаетесь прогнозированием землетрясений?

- Дело в том, что если таяние ледников из-за глобального потепления продолжится, то поднимется уровень океана, следовательно, увеличится давление на земную кору. А это приведёт к увеличению числа землетрясений. Литосферные плиты имеют разломы, они, как свободно плавающие крупные ледники, и реагируют похоже - на один край нажали, другой поднялся. И если это произойдёт, то вызовет хаос в предсказании землетрясений, потому что поменяет исходную систему координат - множество ранее добытых знаний окажутся бесполезными.

А в предсказании землетрясений мы успешны, в первую очередь потому, что, в частности в Кубанском госуниверситете, преуспели в разработке новых математических методов. На конгрессе в дополнение к докладу меня попросили прочитать часовую лекцию по ним. Российские математики всегда были сильными и такими остаются. Американцы, например, нашпиговали приборами всю Калифорнию, но всё равно не смогли предсказать сильное землетрясение - не только в приборах, значит, дело. Наш метод предсказания землетрясений сложен, но он приносит результат. С его помощью мы выявили новый тип землетрясений - стартовые - и можем предсказать их время, место и интенсивность.

- То есть, если потопа из-за глобального потепления нам бояться не надо, то землетрясения у нас могут стать более частыми и непредсказуемыми?

- Да, мы находимся на европейской плите, и если с обратной стороны на нее надавит Мировой океан, то у нас какой-то сдвиг произойдёт.

- Как определяют зоны? Почему на побережье строят дома с сейсмичностью в девять баллов, а в Краснодаре - с меньшей?

- Действительно, в прибрежной зоне сейсмичность девять баллов (максимум по шкале интенсивности землетрясений - 12). Кстати, у Ванкувера, где проходила зимняя Олимпиада перед Сочи, такая же сейсмичность. Горная и предгорная территория края – восемь баллов. И, наконец, Краснодар и степная зона - семь баллов. Определяют эти зоны просто - в сейсмологии есть закон повторяемости сильных землетрясений. Проще говоря, если Помпея была, то она обязательно повторится - неизвестно только через десять, сто или тысячу лет. Закон этот вывели во время наблюдения за каньонами. Дело в том, что легко определить, как появился этот объект - в результате землетрясения или по другим причинам. Сейсмологи осматривают каньоны, которые образовались во время землетрясений, и узнают, какой силы оно было в этом месте - так и определяют максимальный балл. В начале прошлого века в районе Тимашевска, например, было землетрясение в семь баллов - этот показатель району и присвоили.

- Чем ещё, кроме потопа и землетрясений, грозит нам глобальное потепление?

- Например, если площадь водного бассейна из-за таяния ледников будет увеличиваться, то и климат будет меняться - станет испаряться больше воды, чаще будут идти дожди. Сейчас учёные внимательно следят за Гольфстримом - неожиданно течение при подходе к Европе стало идти ниже. А ведь Гольфстрим несёт с собой тепло, поэтому вода сверху, а вместе с ней и климат, стали холоднее. Предсказывают, если процесс продолжится, то в Великобритании и Норвегии может резко похолодать - такая теория, во всяком случае, звучала на международном конгрессе. Вот такой неожиданный результат глобального потепления.

- А климатическое и тектоническое оружие, на ваш взгляд, выдумка или реальная угроза?

- Я интересовался этой темой и даже опубликовал работу, посвящённую американской программе исследования ионосферного рассеяния высокочастотных радиоволн HAARP. По большому счёту, это огромная микроволновка, которая теоретически может подогревать огромные потоки воздуха, чтобы он перемещался в другие части света. Но выяснилось, что на таком расстоянии большое рассеивание, и толку от такого нагревания нет. На мой взгляд, на данном этапе развития науки, экономики и т.д. тектоническое оружие нереально. Даже ядерным взрывом нельзя вызвать землетрясение. Когда в Америке идёт сильный снег, говорят, что дело рук России. У нас аномальная жара и засуха, значит, американцы постарались. Но это полная ерунда.

 

Источник: Аргументы и Факты Кубань