Большов Виктор Борисович

 

Кандидат социологических наук, доцент 

В 1992 г. окончил Кубанский государственный университет (исторический факультет, специальность «История»).

В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи».

С сентября 1996 г. работал преподавателем кафедры новейшей отечественной истории и социологии. С 2005 г. – преподаватель кафедры социологии. С  2011 г. – доцент кафедры социологии ФИСМО КубГУ.

Разработал учебные курсы: «Методология и методы социологического исследования», «Социальное моделирование и программирование», «Социология образования» в рамках бакалавриата;  «Качественные методы исследования», «Современные методы исследования» для магистратуры.

 За время работы в КубГУ прошел стажировки и повышение квалификации в Кубанском филиале ИППК Ростовского государственного университета (1998-1999 гг.), Институте социологии РАН (1999 г.), Центре социологического образования Института социологии РАН (1999 г., 2004 г.), ИППК Кубанского государственного университета (2009 г., 2013 г.), тренинг-семинары в Южном региональном ресурсном центре г.Краснодара, курс переподготовки (2017 г.), повышение квалификации в КубГУ (2018 г.).

В настоящий момент читает курсы «Методология и методы социологического исследования», «Социальное моделирование и программирование», «Социология образования» для студентов дневной формы обучения по специальности «Социология», курсы «Качественные методы исследования», «Современные методы исследования» для магистрантов, «Социология» для студентов факультета архитектуры и дизайна. Руководит производственной социологической практикой студентов, курсовыми, выпускными квалификационными работами и магистерскими диссертациями.

Сфера научных интересов: социология образования, социология знания, социология молодежи, качественные методы исследования в социологии.

Научные публикации и методические пособия:

Ценностные ориентации молодежи в сфере образования в условиях изменяющегося общества // Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: Новые реалии и новые идеи». – СПб.: Скифия. 2000. С.183-185.

Социальные ценности и ожидания студентов Кубанского государственного университета в сфере образования // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход. Материалы Южно-Российский научно-методической конференции 26-29 мая 2000 г. Краснодар. С.69-70.

Методика и техника социологического исследования (методические указания) // Методика и техника социологического исследования. Методические указания. Краснодар, 2001.

Жизненные стратегии молодежи в контексте высшего образования // Вестник Московского Государственного Открытого Университета. 2006. №3. С.102-104.

Высшее образование в системе жизненных стратегий студенчества // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа – М., 2006. – Т.12. Социология молодежи. С.24-26.

Формирование этнического взаимодействия в условиях городской среды // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития (подходы к решению общероссийской проблемы)». Краснодар, 2005. С.15-17.

Стратегия жизни молодежи в условиях риска // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар. 2006. Спецвыпуск. №3. С.128-131.

Высшее образование как фактор социализации молодежи (на примере Краснодарского края) // Социально-гуманитарные знания. 2007. №7.

Положение молодежи Кубани в сфере высшего образования: социализационный аспект // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Социально-экономические, политические и исторические аспекты развития Кубани». Краснодар, 2007. С.32-35.

Исследование жизненного пути в условиях неопределенности: методологический подход // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Российское общество: историческая память и социальные реалии». Краснодар, 2008. С.35-38.

К вопросу о возможностях качественных методов при исследовании социальных проблем молодежи // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. XVI Адлерские чтения. «Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия». Краснодар, 2009. С.69-71.

Жизненные планы и образовательные траектории выпускников средних школ (результаты сравнительного исследования)      // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 7-11 октября 2011 г./ Адм. Краснодар. края, Краснодар. регион. орг. о-ва «Знание» России, Кубан. гос. ун-т, фил. С-Петерб. ин-та внешнеэконом. Связей, экономики и права в г. Краснодаре. – Краснодар: Традиция, 2011. С. 47-50.

Фокус-группа как метод формирования интерактивных форм обучения в студенческой группе // Инновации в организации учебного процесса и их роль в повышении мотивации обучения: сб. статей. Краснодар: КубГАУ, 2012. С.120-123.

Личность в системе смысловых практик // Личность. Общество. Государство: проблемы развития и взаимодействия: к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-просветительской конференции, 26-30 сентября 2013 г. Краснодар: Традиция, 2013. С.57-59.

Адаптация первокурсников к обучению в вузе: опыт эмпирического исследования // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2014. №3. С.24-37.

Образовательные мотивации студентов заочного обучения // VII Международная научно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Екатеринбург, 2015. С.130-134.

Высшее заочное образование в системе образовательных мотиваций студентов кубанских вузов  Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / Под общ. ред. Т.М. Сигитова. – Пермь: ИП Сигитов Т.М., 2016. № 6. С.16-19.

Трудовая и образовательная занятость  студентов вузов // Социальная компетентность. Сетевое издание, Научный журнал. 2017. Т. 2. № 4. С. 91-98.

Заочное образование в системе жизненного выбора современной молодежи // Развитие современной  науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых  и преподавателей  /  Под  общ. ред.  Т.М.  Сигитова.  –Пермь:  ИП Сигитов Т.М. 2017. № 17. С. 53-56.

Репетиторство как фактор социального неравенства в образовательной среде // Социальная компетентность. Сетевое издание, Научный журнал. 2018. Т. 3. № 3. С. 39-49.

Образовательная мобильность молодежи Краснодарского края: результаты сравнительных исследований // RIMO ASPECTU. 2018. №4. С.67-71.

Куликов Е.М., Большов В.Б. Восприятие российской полиции населением провинциального города: теоретические и эмпирические аспекты // Общество и право. 2019. №1. С. 150-153.

Доверительные практики в молодежной сред // Социальная компетентность. 2019. № 3. С.255-265.

Качественные методы в социальном исследовании: учеб.-метод. материалы по курсу / сост. В.Б. Большов. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. – 29 с.

Практики адаптации студентов-первокурсников в вузе в условиях общества риска // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С.86-100.