Top.Mail.Ru

Вы здесь

Журнал «Наука и научная информация»

Вышел очередной номер журнала

«Наука и научная информация» Том 4, № 3, 2021

 

Журнал «Наука и научная информация» - ежеквартальный научный рецензируемый журнал открытого доступа.  Журнал публикует статьи на русском и английском языках с обязательными англоязычными аннотациями и списками литературы. Журнал публикует научные материалы по всем вопросам, связанным с созданием продвижением и использованием электронных научных и образовательных ресурсов, определением места и роли электронных информационных ресурсов и сервисов в процессе научного исследования и в решении вопросов государственной политики, направленной на повышение уровня образования и науки, качества научных публикаций, развитие системы научных периодических изданий и расширение их присутствия в международном научно-информационном пространстве.

https://www.neiconjournal.com/jour/issue/current

 

Том 4, № 3 (2021)                                                   Скачать выпуск PDF ()

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ 

Цифровой репозиторий Южного федерального университета в научном и учебном пространстве вуза

О. В. ДудниковаА. А. Богомолов   PDF (RUS) | HTML | XML

Аннотация

В статье раскрывается опыт создания Зональной научной библиотекой Южного федерального университета Цифрового репозитория. Он организован и технически поддерживается как центральное хранилище объектов интеллектуальной собственности ЮФУ. После изучения опыта других вузов было принято решение по разработке собственной программной платформы, построенной на языке Python. В результате обеспечен высокий уровень сервиса по использованию репозитория не только библиотекарями и пользователями, но и другими структурными подразделениями университета. Репозиторий содержит интеллектуальную продукцию университета, обеспечивает доступ к результатам научных исследований вуза, имеет возможность обмена метаданными через интерфейс API и настроенный поисковый интерфейс. В нем обеспечена сохранность контента, минимизированы трудозатраты пользователей и обслуживающего персонала.

 

Предельная публикационная активность российских авторов научных журналов

Д. Ю. Большаков PDF (RUS) | PDF (ENG) | HTML (ENG) | HTML | XML (ENG) | XML

Аннотация

Рассматривается подход к определению предельного количества статей, подаваемых российскими авторами в научные журналы. Основу подхода составляют оценка всей аудитории, заинтересованной в публикации в научных журналах, допущение, что каждый автор только единолично проводит исследование и готовит публикацию в научный журнал, а также учёт показателя соавторства научных статей как включение коллег в исследование автора. Для проведения исследования используются данные Росстата, Высшей школы экономики и Научной электронной библиотеки для выявления всех заинтересованных в публикации авторов. Этот показатель мультипликативно увеличивается на значение коэффициента соавторства. Количество статей, публикуемых авторами за год, предлагается взять случайным образом и на этом основании построить вероятностное распределение предельного количества статей по всем авторам. Для построения распределения используется метод Монте-Карло, а для анализа аппарат теории вероятностей и линейной алгебры. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с данными Научной электронной библиотеки. В ходе работы выявлено, что при годовом количестве статей более одной распределение предельного количества статей от российской аудитории может быть аппроксимировано нормальным распределением, все параметры которого определяются максимальным годовым количеством статей, объемом аудитории и показателем соавторства. Из данного факта может быть получено предельное количество статей по любому разрезу (группы специальностей, конкретной специальности). Рассмотрены примеры нахождения распределения предельного количества статей. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки научной политики организации или вуза по исследуемым направлениям деятельности и служить ориентиром для необходимого количества публикаций по отраслям науки.

 

Информационная грамотность в России: опрос проекта DIREKT

Н. В. БуренинаМ. С. ГвоздеваТ. А. ИванковаЕ. Г. ОноприенкоЮ. А. ПольшинаИ. К. РазумоваО. С. Сафонкина                           PDF (RUS) | HTML | XML 106-123 120

Аннотация

Авторы анализируют результаты опроса сотрудников университетов, НИИ и массовых библиотек о роли информационной грамотности (ИГ) в практиках российского высшего образования. Опрос проведен в 2019 году среди 122 российских организаций в 30 городах России. При обработке анкет респонденты были объединены в 4 референтные группы: Преподаватель, Библиотекарь, Студент/Аспирант и Другие. Важность ИГ для своих организаций отметили 90 % участников опроса, 69 % респондентов согласны с тем, что ИГ может быть интегрирована во все учебные курсы их организации, а 72 % считают такую интеграцию необходимой. При этом только 24 % респондентов согласились с утверждением, что в 2019 г. ИГ была «хорошо интегрирована» в учебные планы их организаций, а 53 % — что это было сделано на уровне отдельных модулей. Большинство (80 %) участников опроса положительно оценивают уровень сотрудничества преподавателей и библиотекарей своей организации и их участие в развитии ИГ. Почти три четверти (72 %) респондентов оценивают свои компетенции в части знаний и умений в области ИГ на «хорошо» и «очень хорошо», при том что свою способность преподавать ИГ 80 % участников опроса оценивают только на «хорошо» и «удовлетворительно».

 

Карта образовательных ресурсов, используемых студентами-медиками, конкурентоспособность ресурсов вуза (сравнение результатов 2020 и 2021 года)

Л. А. ШамардинаН. А. Мешечак    PDF (RUS) | HTML | XML   124-144 155

Аннотация

Введение. Образовательные ресурсы для студентов-медиков не ограничиваются традиционными ресурсами, имеющимися в электронной среде конкретного вуза (подписными или разработанными в вузе). Исследования статистики использования информационно-образовательной среды вуза не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос, какими ресурсами пользуются студенты. Авторы анализируют данные опроса об уровне использования студентами общедоступных и коммерческих образовательных сервисов наряду с ресурсами вуза, что позволило определить, в какой мере образовательные ресурсы, доступные в вузах, востребованы у сегодняшних студентов.

Методы исследования. В апреле 2021 года был проведен онлайн-опрос 1765 студентов из 10 медицинских вузов. Респондентам предлагалось указать частоту, с которой они используют различные типы образовательных ресурсов. С помощью методов статистического анализа проведено сравнение результатов данного исследования с результатами опроса 2020 года. Проведено сопоставление использования однотипных ресурсов вуза, общедоступных и приобретаемых в личное пользование. Оценены риски для использования информационных ресурсов вуза. Обнаружены взаимосвязи между использованием разных ресурсов. Выделены кластеры респондентов, демонстрирующих сходное информационное поведение.

Результаты исследования. Значительных изменений в частоте использования информационных ресурсов с 2020 года не зарегистрировано. Студенты предпочитают пользоваться бесплатными ресурсами независимо от их источника. Частый просмотр онлайн-лекций преподавателей уменьшает интерес к очным лекциям, а частое использование приобретенных видеоресурсов или мобильных приложений − ко всем ресурсам университета. Обнаружены тесные связи между использованием различных платных ресурсов. Предпочтение собственным ресурсами университета отдают 42,3 % студентов, 38,6 % студентов ориентированы на использование только общедоступных ресурсов, 19,1 % предпочитают интерактивные и мультимедиаресурсы из любого источника.

Заключение. Информационные ресурсы вуза конкурируют за внимание студентов с огромным количеством сторонних ресурсов. Качественный видеоконтент может значительно повысить использование ресурсов вуза. Необходима экспертная оценка популярных медицинских ресурсов и повышать уровень осведомленности студентов о качестве этих ресурсов.