Системный анализ и управление

27.03.03 Системный анализ и управление профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами

"Системный анализ в экономике является одним из самых востребованных научных направлений в России, равно как и одним из самых неисследованных"

Предлагаем вам ознакомиться со сборником Часто Задаваемых Вопросов касающихся направления 27.03.03 Системный анализ и управление (собрано и отредактировано из вопросов, задаваемых студентами и их родителями во время "Дней открытых дверей", в социальной сети "В Контакте" и звонков в Деканат экономического факультета).

Что такое системный анализ?
Исходя из научного определения - это метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными исследуемой системы, и который опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, математических, экономических, статистических методов. Если проще - системный анализ это прикладная производная от научного направления, зародившегося в начале ХХ века (одним из основоположников является выдающийся отечественный экономист А.А. Богданов), основывающегося на том, что весь мир представляет собой совокупность сложноорганизованных систем разных типов (технических, экономических, социальных, физических, химических и пр.), подход и принципы работы с которыми должен быть иным, чем те, которые применялись до начала ХХ века. В СССР наиболее близким к данному понятию является "кибернетика", но в отличии от западных стран, в СССР был акцент на технические, нежели социально-экономические системы. Системный анализ и управление является следующим этапом развития теории управления, которую Россия пытается перенять и научиться использовать для решения собственных проблем (в т.ч. и экономических).

А профиль: "Системный анализ и управление экономическими процессами"?
По своей сути, системный анализ и управление как метод познания может быть применим везде. В технических системах, в математических, в экономических, в социальных и пр. Российское понимание (отличное от западного) имеет тенденцию воспринимать "систему" непосредственно как техническую, что расходится с мировым опытом, наработанным в данном направлении. Название профиля означает, что основным объектом изучения бакалавра являются именно экономические процессы и системы, а не технические, инженерные, химические и пр. Остальные профили подготовки (в случае, если соответствующие факультеты будут заинтересованы в их реализации) будут преподаваться на соответсвующих факультетах. Экономический факультет ФГБОУ ВПО "КубГУ" занимается подготовкой специалистов в области системного анализа и управления именно экономическими процессами.

Получается, у меня будут только экономические дисциплины?
Нет. Существует единый для всего системного анализа и управления перечень дисциплин. В соответствии с ним студенту преподается установленный набор точных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (с полным перечнем можно ознакомиться ниже) которые отнюдь не всегда экономические (история, иностранный, философия и пр.). Но профильные дисциплины, характер практики, тематика написания выпускных квалификационных (дипломных) работ и пр. будут на экономическую тематику, при применении инструментария системного анализа и управления. Таким образом студент получает, фактически, двойную квалификацию. С одной стороны он обучается по, формально, инженерному направлению, с другой – сферой применения является экономика. В СССР подобное называлось инженер-экономист, хотя было искусственно заужено в сторону технических систем. На западе наиболее близкая к подобному направлению квалификация называется "экономическая кибернетика" или "экономический инжиниринг". 

Так я буду инженером? Мне говорят, что все направления, начинающиеся с цифр 27 (инноватика, управление качеством и системный анализ и управление) являются инженерными. Это так?
И да, и нет. Вы будете инженером, но в западном, а не в российском понимании. Дословно, слово инженер переводится с французского как "способность, изобретательность". Концепция того, что изобретать можно только в области техники - это российское понимание, отличное от зарубежного. В западных странах "инженер" более широкое понятие. Инженер (или, более верно, инжиниринг) за рубежом применяется во всех отраслях наук и знаний, когда вы начинаете изобретать новые методы, будь это техника, экономика, социология, квалиметрия, психология, физика, химия или филология. Поэтому да, вы будете инженером в западном понимании, в том, как от нас требует структура болонского процесса (бакалавриат + магистратура) к которой мы перешли. О старосоветском понимании инженера как человека, который занимается изобретением технических средств, и только этим, можно забыть. Понятие инженер становится намного шире. Так что да, вы будете инженером в западном понимании, но вы не будете инженером в том виде, как это практиковалось в Советском Союзе (это вполне закономерная путаница при коренной перестройке всей системы образования, на самой активной стадии которой мы сейчас находимся).

Что будет написано в моем дипломе? Мой диплом такой же полноценный как на других бакалавриатах? Я смогу получить красный диплом?
В вашем дипломе будет написано: бакалавр по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление. Профиль: Системный анализ и управление экономическими процессами. Плюс, студенту направления 27.03.03 Системный анализ и управление присваивается специальное звание "бакалавр-инженер" (не путать с квалификацией). Разумеется, ваш диплом абсолютно полноценный, университет имеет все соответствующее лицензионное обеспечение (иначе Министерство образования не даст бюджетных мест). Никаких различий в форме диплома на разных направлениях бакалавриата нет. Вы можете получить красный диплом, если выполните соответствующие требования во время обучения (отсутствие оценок "удовлетворительно" за весь период обучения, процент оценок "хорошо" менее 25 от всего количества оценок, государственные экзамены сданы с оценкой "отлично").

Зачем нужен системный анализ в экономике?
Большинство современных экономических и управленческих методов имеют в своей основе именно кибернетическую природу. По факту - используемые сейчас в современной экономической практике методы (SWOT и PEST-анализы, модель Портера (простая и модифицированная), EFAS, диаграммы Омаэ, матрицы балансов жизненных циклов, ценностей и целей, возможностей, матрицы БКГ, McKinsey, Томпсона и Стрикленда, деловые экраны Ансоффа и Константинова, трехмерные модели Абеля, методы Делфи, количественной оценки, РАЗУ, морфологические матрицы) - это методы разработанные западной наукой в ХХ веке, и просто "перенятые" в современную экономическую практику России. Где используется инструментарий системного анализа и управления в России? Он используется везде. Но из-за того, что Россия, фактически, не участвовала в разработке этих методов - системный анализ как дисциплина остается недооцененным. Нужен ли он сейчас? Зависит от того, насколько быстро и качественно будет происходить интеграция России с окружающим миром, и насколько мы будем способны разрабатывать собственные, адаптированные под наши нужды методы управления экономическими процессами, а не перенимать чужие.

Приведите хоть один пример, как системный анализ может помочь в жизни, например, города.
Самый простой пример, который приходит на ум - система общественного транспорта в частности, или вся система дорог и коммуникаций в целом. Что такое общественный транспорт, если смотреть на нее глазами системного аналитика? Это сложноорганизованная система при многофакторном воздействии. Почему в развитых странах при большей загруженности дорог автомобилями и меньшем количестве территорий проблема с пробками стоит не так остро, как в отдельных городах и регионах России? Данные вещи формализуются, просчитываются, и проверяются на устойчивость заранее, на основе специально разрабатываемых под условия каждого города/системы моделей-тренажеров. Их разработка и является одной из профессиональных компетенция бакалавра Системного анализа и управления. Именно для этого и нужны системные аналитики. Проблемы, встречаемые в России (как на предприятиях, так и на уровне города или страны) давным-давно решаются развитыми в данной области странами инструментарием системного анализа, а не "методом научного тыка". Освоением инструментария их решения и занимается направление 27.03.03 Системный анализ и управление.

Почему мне не пойти физиком, инженером, или обычным экономистом?
Кем вам быть - решать только вам. Системный анализ особое, инновационное направление, причем не только в России, но и в мире (достаточно посмотреть, кому и за что вручали Нобелевскую премию по экономике за последние годы - это все приложения системного анализа в экономических науках, но не чистая экономика). Разумеется, нахождение "на передовой" как в научном, так и в учебном плане сопряжено со сложностями. Основные научные открытия, перспективные места работы и возможности заработка возникают, как правило, в новых, "неразведанных" отраслях научного знания. Ещё 4-е года назад не существовало должности "Системный аналитик". А сейчас существует. Просто экономист использует в реальной жизни методы, разрабатываемые экономистами-кибернетиками, а в условиях России на данный момент – зарубежными экономистами-кибернетиками. Потенциальная потребность на рынке данных специалистов крайне высока. Насколько быстро она станет реальной – вопрос скорости интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Но то, что данная потребность себя проявит – неизбежно.

Если сравнивать направление 27.03.03 Системный анализ и управление в КубГУ, и в других ВУЗах Краснодара - почему в КубГУ лучше?
Ответить сложно, потому как КубГУ единственный ВУЗ в южном федеральном и северо-кавказском федеральном округе (кроме ЮФУ в г. Ростов-на-Дону), осуществляющий подготовку по данному направлению. 

Вот краткий фильм о кафедре мировой экономики и менеджмента

Где я буду проходить практику? У меня нет знакомств в данной сфере (да и вообще в экономической сфере).
Практика проходится студентами на 3-м и 4-м курсе. Экономический факультет имеет большой пакет договоров на прохождение учебной и производственной практики с ведущими банками, страховыми и коммерческими организациями, администрациями муниципальных округов г. Краснодара и Краснодарского края. Вопрос места прохождения практики не является проблемным для экономического факультета. Проблемой является возвращение студентов после их трудоустройства (после прохождения практики студенту (если он хорошо себя проявил) могут предложить остаться работать) обратно на учебу.

Что такое "прикладной" бакалавриат? И чем он отличается от простого бакалавриата?
В рамках очередного этапа по гармонизации с зарубежной системой образования, сейчас в России проводится эксперимент по внедрению т.н. "прикладного бакалавриата" (то, что раньше было просто бакалавриатом - теперь называется "академический бакалавриат"). Поскольку сейчас система образования России находится в процессе реформ, и процесс по внедрению "прикладного бакалавриата" - экспериментальный (в соответствии с приказом МинОбра КубГУ - это экспериментальная площадка по внедрению прикладного бакалавриата в нашей стране), четких границ и, самое главное, нормативных документов, которые бы их установили - нет. Можно сказать что на прикладном бакалавриате больший объем производственной и учебной практик, но в настоящий момент отличия между академическим и прикладным бакалавриатом крайне незначительны. В ближайшие годы, после выхода соответствующей нормативной документации - ситуация изменится.

Я хочу более подробно почитать про системный анализ и управление. Какие ссылки вы можете посоветовать?
Институт системного анализа Российской Академии Наук - http://www.isa.ru/
Институт проблем управления Российской Академии Наук - http://www.ipu.ru/
Центральный экономико-математический институт Российской Академии Наук - http://www.cemi.rssi.ru/
Это наиболее авторитетные из действующих сайтов, затрагивающие тематику системного анализа и управления.

Учиться сложно?
Если вы пришли учиться - то нет. Не бывает ситуаций когда человек посещает занятия, делает домашние задания, соблюдает дисциплину и получает предвзятое отношение на экзамене или зачете. Из опыта общения со студентами могу сказать - если студент действительно работает, то проблем у него не возникает вообще. Если студент не ходит на пары, не выполняет домашние задания, не выполняет отработки домашних заданий - проблемы на сессии вполне закономерны. Тогда такой студент начинает громче всех кричать, что его незаслуженно обидели. Не бывает случаев, когда студент нормально относится к учебе и не получает адекватный результат.

В школе изучался немецкий/французский язык. На направлении Экономика сказано, что я могу выбрать любой язык, чтоб продолжить свое обучение. На Системном анализе и управлении я смогу это сделать?
Разумеется. Правила едины для всего экономического факультета. Вы можете выбрать в качестве изучения основного иностранного языка (наиболее популярный выбор, хотя возможны и другие вариант): английский/немецкий/французский/испанский. Учебный процесс осуществляют преподаватели с факультета романо-германской филологии, и соответствующих кафедр (английской, немецкой, французской филологии и пр.).

Везде говорится, что я могу получать большое количество стипендий. Это только для направления Экономика и Менеджмент, или это возможно везде?
Это возможно в рамках любого направления экономического факультета. Для экономического факультета нет деления на студентов "первого" и "второго" сорта - каждый студент может претендовать на получение именных стипендий, выдаваемых разными организациями. Более того, закаленные Системный аналитики за 2012-2013 г. показали одни из лучших результатов (в процентном выражении) по выигрыванию различных конкурсов, получения призов и денежных поощрений. Так, студент направления Системный анализ и управление Григорий Булин занял II-е место в Международной студенческой олимпиаде по налогам 2013 г. обогнав студентов спец. Налоги и налогообложение, а студент Максим Макаров получил наибольшее количество грамот и поощрений в краевой олимпиаде по финансовым рынкам. Студенты Григорий Булин, Ирина Качаева и Мария Ластовецкая являются получателями стипендии Правительства РФ. Это помимо всяких мелких побед, вроде международной конференции "Наука, творчество, инновации молодых ученых КубГУ", где студенты направления Системный анализ и управление в одной из секций заняли все призовые места (Максим Макаров - I место, Роман Фисенко - II место, Виктория Герич - III место).

После окончания я смогу поступить в магистратуру на другое направление? Или я должен буду учиться только в рамках Системного анализа до конца?
Конечно можете. Порядок поступления в магистратуру един для всех, и определяется сдачей экзамена. Вы можете поступить на Экономику, Менеджмент, Торговое дело или любую другую специальность (вовсе не обязательно экономического или технического уклона). В этом и смысл реализации Болонского процесса (бакалавриат + магистратура). Но для начала окончите бакалавриат.

Где работать? Вообще, где работают выпускники?
Выпускники по направлению 27.03.03 Системный анализ и управление работают по очень широкому спектру областей, начиная от аналитических отделов крупных корпораций, и заканчивая отделами логистики и IT-отделами. Перечень компаний очень широк, начиная от крупных ритейлерских сетей, заканчивая коммерческими банками и государственной службой. Выпустившиеся студенты, в настоящее время, работают в следующих компаниях: Бош Термотехника, METRO Cash&Carry, Philip Morris International, Лаборатория Гемотест, 1С, Тандер, Нефтеперерарабывающий завод г. Армавира, Роснефть, Yota, Альфа-Банк, ВТБ 24, Банк "Уралсиб", Кубаньэнерго, Администрация МО г.Краснодар, Администрация Краснодарского края, РосТехНадзор и пр. Список компаний постоянно расширяется и обновляется.  Студенты, выбравшие научную карьеру продолжают своё обучение в магистратуре и аспирантуре (в т.ч. КубГУ, СпбГУ, ЛЭТИ и др.).

А что с аспирантурой? Я смогу стать кандидатом или доктором экономических наук?
Нет никаких формальных преград для того, чтоб вы продолжили свое обучение в аспирантуре, а, со временем, и в докторантуре. Более того, в паспорте научных специальностей ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присутствует отдельный научный шифр, отлично подходящий под тематику системного анализа и управления: 08.00.13 - Экономико-математические методы и модели. Но вы можете выбрать абсолютно любое направление обучения как в рамках экономических, так и в рамках других наук. Ваше направление бакалавриата здесь никакой роли не играет - только ваше желание и научные интересы. Но, для начала, закончите бакалавриат и магистратуру.

Какие предметы я буду изучать при поступлении на направление Системный анализ и управление?
Предметы разделены на три цикла. Набор 2014 г. будет изучать следующие дисциплины:
Философия
История
Иностранный язык
Безопасность жизнедеятельности
Математика, в т. ч.:
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Дискретная математика и математическая логика
Математический анализ
Теория вероятностей и математическая статистика
Линейное программирование
Теория игр и исследование операций

Экономика
Физика
Химия
Русский язык и культура речи
Информатика
Теоретическая механика
Экология
Инженерная и компьютерная графика
Теория информационных систем
Базы данных
Метрология, стандартизация и сертификация
Материаловедение
Теоретические основы электротехники и электроники
Теория автоматического управления
Вычислительная математика
Моделирование систем
Системный анализ, оптимизация и принятие решений
Теория и технология программирования
Управление в организационных системах
Интеллектуальные технологии и представление знаний
История и концепции управления экономическими системами
Микроэкономика
Концепции современного естествознания
Макроэкономика
Правоведение
Статистика
Инновационная экономика
Архитектура электронно-вычислительных машин
Логика
Математическая экономика
Бухгалтерский учет
Финансовая математика
Финансы и кредит
Налоги и налогообложение
Бизнес-планирование
Экономический анализ
Логистика
Контроллинг в экономических системах
Корпоративные информационные системы
Криптография и информационная безопасность
Финансовый анализ
Методы и средства проектирования информационных систем
Экономическая кибернетика
Бизнес-анализ
Управление проектами
Социология
Теория системного анализа и управления
Психология и педагогика
История Кубани
Системология
Пакеты прикладных программ в инженерных расчетах
Эконометрика
Информационные технологии в системном анализе
Системный анализ в экономике
Экономико-математические методы и модели
Оптимальное управление динамическими системами
Анализ финансовых рынков
Финансовый менеджмент
Web-программирование

Есть физика и химия. В школе с ними было не очень хорошо. Плюс меня пугает обилие математики. Меня не отчислят?
Как показывает практика – результаты в школе отнюдь не показатель для учебы студента в ВУЗе. Множество примеров, когда в школе студент учился средне, а в ВУЗе стал учиться на отлично, так и наоборот. В университете совершенно другая система подачи информации, требования, и, в т.ч. уровень преподавателей, реализующих данные дисциплины. По опыту прошлых курсов могу сказать, что студенты, как правило, отчисляются не за физику или химию, а за профессиональные дисциплины, обеспечивающие облик будущего специалиста, и освоение которых возможно только благодаря общей культуре мышления выработанной, в т.ч., и благодаря естественнонаучному циклу. Ну а что касается математики - она присутствует в любой экономической или управленческой специальности. Если посмотреть биографии великих экономистов - целая плеяда их была, по-образованию - математики, но выбравшие родом своей деятельности экономику. Уместно вспомнить две взаимоисключающие цитаты велики ученых: "Я начал заниматься физикой по причине того, что экономика показалось мне слишком сложной" (Макс Планк, основатель квантовой физики); "Я подумывал заниматься экономикой, но мне показалось это слишком просто" (Бертран Рассел, выдающийся математик и философ, лауреат Нобелевской премии). Схожие цитаты (хотя их достоверность не гарантирована) приписывают выдающемуся экономисту Джону М. Кейнсу и гениальному физику А. Эйнштейну. Так что здесь главное - не бояться и работать.

Кто меня будет учить?
Направление Системный анализ и управление закреплено за кафедрой Мировой экономики и менеджмента (зав. кафедрой – д-р экон. наук, профессор, заслуженный экономист РФ, декан экономического факультета Шевченко Игорь Викторович). Разумеется, для обучения привлекаются лучшие преподаватели со смежных факультетов, так, преподавание физики осуществляют ведущие доценты и профессоры физико-технического факультета, химии - факультета химии и высоких технологий, математики - математического факультета, программирования - факультета компьютерных технологий и прикладной математики и пр. Профильность факультетов полностью соблюдена. Ситуации, когда у вас филолог ведет экономику, а экономист преподает физику, не возникнет.

Среди преподавателей (неполный список по всем циклам учебного плана):

Алеников Александр Сергеевич, канд. экон. наук, доцент каф. экономики и управления инновационных системы (КубГУ, НН);
Андрафанова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (РГУ, математика);
Бекирова Севилия Зауровна, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, экономика труда);
Библя Галина Николаевна, канд. экон. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (СГУ, прикладная информатика);
Бондарев Дмитрий Геннадьевич, канд. экон. наук, доцент каф. теоретической экономики (КубГУ, математика);
Борисов Сергей Алексеевич, канд экон. наук, доцент  каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, правоведение);
Вукович Галина Григорьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Гайденко Станислав Викторович, канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой вычислительной математики и информатики (МГУ, математика);
Дармилова Женни Давлетовна, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Ставропольский политехнические институт, экономика и организация автомобильного транспорта);
Долгов Александр Петрович, канд. экон. наук, доцент каф. Мировой экономики и менеджмента (МИЭИ, инженер-экономист);
Дробышевская Лариса Николаевна, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Жаркова Оксана Михайловна, канд. физ.-мат. наук, доцент каф. теоретической физики и компьютерных технологий (ТомГУ; физика, оптика и спектроскопия);
Зарецкий Александр Дмитриевич, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (Высшая школа КГБ СССР);
Засядко Ольга Владимировна, канд. пед. наук, доцент каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Калайдин Евгений Николаевич, д-р физ.-мат. наук, профессор каф. теоретической экономики (МГУ, прикладная математика);
Калайдина Галина Вениаминовна, канд. физ-мат. наук, доцент каф. прикладной математики (МГУ, механика);
Касьянов Валерий Васильевич, д-р ист. наук, д-р социол. наук, профессор, зав. каф истории России (Ростовский-на-Дону государственный университет, история);
Катрюхина Анна Борисовна, преподаватель каф. мировой экономики и менеджмента (Hochschule für Technik und Wirtschaft Berlin University of Applied Sciences, Wirtschafts- und Rechtswissenschaften);
Качанова Ирина Александровна, канд. физ-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (Донецкий национальный университет, прикладная математика);
Кизим Анатолий Александрович, д-р экон. наук, профессор каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Киселева Анна Александровна, канд. полит. наук, доцент каф. экономики и управления инновационными системами (КубГУ, политология);
Кочиева Анна Казбековна, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГАУ, ГМУ);
Кутер Михаил Исаакович, д-р экон. наук, профессор, зав. каф. бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных (МЭСИ, организация механической обработки экономической информации);
Кузнецова Светлана Львовна, канд. хим. наук, доцент каф. общей, неорганической химии и ИВТ (КубГУ, химия);
Лежнев Виктор Григорьевич, д-р физ.-мат. наук, профессор каф. математических и компьютерных методов (МГУ, прикладная математика);
Луценко Евгений Вениаминович, д-р экон. наук, профессор каф. информационных образовательных технологий (КубГУ, теоретическая физика);
Мирошникова Надежда Ивановна, канд. экон. наук, доцент каф. экономического анализа, статистики и финансов (РИНХ, финансы и кредит);
Милета Валентин Иванович, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, планирование промышленности);
Николаева Наталья Александровна, канд. хим. наук, доцент каф. аналитической химии (КубГУ, стандартизация и сертификация);
Павленко Ирина Анатольевна, канд экон. наук, доцент  каф. экономики организации, регионального и кадрового менеджмента (КубГУ, география);
Письменская Наталия Дмитриевна, д-р хим. наук, профессор каф. физической химии (КубГУ, химия);
Пономаренко Ирина Николаевна, д-р филол. наук, профессор каф. современного русского языка (КубГУ, филология);
Пономоренко Людмила Викторовна, канд. экон. наук, доцент каф. мировой экономики и менеджмента (КубГУ, маркетинг);
Попова Галина Ивановна, канд. пед. наук, доцент каф информационных образовательных технологий (КубГУ, математика);
Сидоренко Наталия Сергеевна, канд. филос. наук, доцент каф .философии (КубГУ, востоковедение);
Свистунов Юрий Анатольевич, д-р техн. наук, профессор каф. экономики и управления инновационными системами (КСХИ, гидромелиорация);
Степаненко Евгений Антонович, канд. техн. наук, доцент каф. интеллектуальных информационных систем (Военная инженерная академия им. Ф.Э. Дзержинского);
Тумаев Евгений Николаевич, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. каф. теоретической физики и компьютерных технологий (КубГУ, физика);
Тюфанов Валерий Александрович, канд. экон. наук, преподаватель каф. экономического анализа, статистики и финансов (КубГУ, финансы и кредит);
Фощан Галина Ивановна, канд. экон. наук, доцент каф. теоретической экономики (КубГУ, математика);
Янковская Лариса Константиновна, канд. физ.-мат. наук, доцент каф. математических и компьютерных методов (МГТУ им. Баумана);

У меня ещё есть вопросы. Как мне их задать?
Можете спросить у ответственного за направление Системный анализ и управление на Экономическом факультете, зам. зав. кафедрой Мировой экономики и менеджмента Аленикова Александра Сергеевича: Адрес «В Контакте»: http://vk.com/alenikov; e-mail : as9882@mail.ru

Я же не должен буду 24 часа в сутки только учиться, чтоб меня не выгнали?
Нет, :-) ваша студенческая жизнь будет такой же студенческой, как и у других студентов. :-)
Вот краткий фотоотчет о жизни прошлых наборов направления Системный анализ и управление.

Набор 2010 г.

Выпуск 2014 г. (набор 2010 г.)

Набор 2011 г.

Выпуск 2015 г. (набор 2011 г.)

Набор 2012 г.

Выпуск 2016 г. (набор 2012 г.)

Набор 2013 г.

Набор 2014 г.

Набор 2015 г.

Набор 2016 г.