Вы здесь

Кафедра дефектологии и специальной психологии

История создания кафедры:

Кафедра дефектологии и специальной психологии была основана в соответствии с Уставом Кубанского государственного университета решением Ученого совета в 1999 г. С 1999 года по июнь 2020 года кафедрой  руководила к.п.н., доцент Лариса Валентиновна Смирнова. С сентября 2020 года кафедру возгляет  д.п.н.,доцент Елена Аркадьевна Шумилова.

В настоящее время образовательная деятельность ведется сотрудниками кафедры в соответствии с требованиям Государственного образовательного стандарта.

Заведующий кафедрой:

Шумилова Елена Аркадьевна, д.п.н., доцент

Направления подготовки бакалавриата:

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Программа подготовки: Обучение и воспитание лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями  (Олигофренопедагогика)

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Программа подготовки: Обучение и воспитание лиц с тяжелыми нарушениями речи (Логопедия)

Направления подготовки магистратуры:

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование (Коррекционная педагогика)

Кафедра готовит учителей-логопедов и олигофренопедагогов  для системы общего и специального образования, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения. В соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом студенты изучают общую и специальную педагогику, психологию, психолингвистику, нейропсихологию, невропатологию, психопатологию, специальные методики обучения всех предметов в школе (математики, русского языка, изобразительной деятельности, развития речи), логопедические технологии.

ППС

В настоящее время на кафедре работают 1 профессор, 12 доцентов, 2 старших преподавателя, 2 преподавателя и 2 лаборанта. Средний возраст преподавательского состава условно составляет 45 лет

Шумилова Елена Аркадьевна доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой

Букирева Татьяна Анатольевна кандидат филологических наук, доцент

Журавлева Елена Юрьевна кандидат психологических наук, доцент

Костенко Гера Александровна кандидат медицинских наук, доцент

Кузма Левонас Прано кандидат психологических наук, доцент

Куцеева Елена Леонидовна кандидат психологических наук, доцент

Лазаренко Лариса Анатольевна кандидат психологических наук, доцент

Самелик Елена Григорьевна кандидат биологических наук, доцент

Соломатина Галина Николаевна кандидат педагогических наук, доцент

Трифонова Эльвира Павловна кандидат педагогических наук, доцент

Филипиди Татьяна Ивановна кандидат психологических наук, доцент

Цику Зара Ибрагимовна кандидат психологических наук, доцент

Яровая Анна Семеновна кандидат филологических наук, доцент

Матвиенко Елена Владимировна старший преподаватель

Пацева Елена Николаевна старший лаборант, преподаватель

Савельева Татьяна Алексеевна старший преподаватель

Бушуева Анна Игоревна старший преподаватель

Глечян Татьяна Викторовна преподаватель

Основная направленность учебно-методической работы ППС

Основная направленность учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава - подготовка к изданию учебников, пособий, профессиональных образовательных программ, методических указаний к занятиям, контрольных заданий для самостоятельных занятий студентов, тестов по проверке знаний обучающихся и внедрение их в образовательный процесс.

 

Кафедра тесно взаимодействует с отделом специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Преподаватели кафедры принимают участие в различных региональных и российских конференциях, конкурсах, систематически проходят курсы повышения квалификации. Кафедра является научно-методическим центром по проблемам коррекционного обучения, воспитания и социализации детей с различными нарушениями в развитии.

Научная деятельность кафедры

В своей научно-исследовательской работе кафедра стремится к совмещению теоретических и прикладных исследований, нацеленных на решение проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности.

Научная проблема кафедры дефектологии и специальной психологии: «Системообразующая роль дефектолога в вопросах обучения, воспитания и социализации детей с особыми возможностями здоровья».

             Основные направления работы в данной проблеме

1. Совершенствование качества уровневой профессиональной подготовки студентов дефектологических специальностей с учетом потребностей региональной системы специального образования.

2. Методическое сопровождение коррекционного процесса в учреждениях специального образования.

3. Исследование актуальных проблем в теории и практике логопедической помощи детям с особыми образовательными потребностями

4. Выявление   и исследование современных тенденций в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями

5. Созидательный потенциал инклюзивного образования

6. Диагностика и мониторинг образовательной среды специальных (коррекционных) образовательных организаций

7. Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования

8. Лингвистические аспекты дефектологии

Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:

• научное и методическое обеспечение практики студентов

• диагностика и мониторинг образовательной среды специальных (коррекционных) образовательных организаций Краснодарского края

• формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам

На кафедре дефектологии и специальной психологии реализуются следующие формы научно-исследовательской работы:

o участие в разработке и реализации исследовательских программ и проектов;

o подготовка учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, докладов и других публикаций;

o редактирование и рецензирование рабочих и адаптированных образовательных программ;

o подготовка и участие в научно-практических конференциях;

o руководство научно-исследовательской работой;

o подготовка диссертационного исследования;

o изучение и обобщение передового педагогического опыта;

o организация опытно-экспериментальной работы;

o научное консультирование работников образования.

o международное сотрудничество;

o издание сборников по итогам научных конференций, симпозиумов, семинаров;

o издание авторских монографий.

 

Сотрудники и студенты кафедры ведут научно-исследовательскую работу

(диагностическую, коррекционную, реабилитационную) на базе следующих учреждений:

Департамент образования и науки Краснодарского края

Центр диагностики и консультирования Краснодарского края                                                      

Образовательные организации системы дошкольного и общего образования Краснодарского края

городской Центр диагностики и реабилитации детей и подростков «Детство»;

Институт развития образования Краснодарского края;

педагогические колледжи №№1,3;

Ассоциация логопедов Тюменской области

Конференции, которые проведены кафедрой (период 2010-2020 гг.):

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинские основы дефектологической науки и практики» (21 ноября 2019 г.)

 2. Межвузовская научно-практическая конференция «История создания отечественной системы специального образования» (к столетнему юбилею специального образования в России) (22 ноября 2018 г).

 3. Региональная научно-практическая конференция «Проблемы непрерывного профессионального образования учителя-дефектолога» (8 февраля 2017 г.).

4. Межвузовская научно-практическая конференция «Стандартизация в специальном образовании: проблемы и решения» (23 декабря 2016 года).

5. Международная конференция «Актуальные проблемы коррекционно-педагогического образования» (21 апреля 2015 г.).

6. Всероссийская научно-практическая конференция «Преемственность подготовки специалистов-дефектологов в системе непрерывного профессионального образования» (23 декабря 2015 года).

7. I Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дефектологии в аспекте внедрения ФГОС» (15 декабря 2014 года).

8. I Краевая научно-практическая конференция «Современные подходы к проблеме профилактики, диагностики и коррекции нарушений устной речи детей в аспекте ФГОС» (14 ноября2013).

9. I Межвузовская научно-практическая конференция «Содержание и формы организации научно-исследовательской работы магистров и соискателей ученых степеней» (19.января 2013 г.).

10. II Межвузовская научно-практическая конференция «Формирование личности педагога-дефектолога на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании» (29 мая 2013 г.).

11. IV краевая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития краевой системы специального образования» (25-26 апреля 2012. г.).

12. Краевая научно-практическая конференция «Проблемы коррекции речи детей с сенсорными нарушениями в условиях дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений» (16 марта 2011 г.).

13. Региональная научно практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение коррекционного процесса в дошкольных и школьных образовательных учреждениях Краснодарского края» (28 апреля 2010 г.)

14. Региональная научно-практическая конференция «Роль логопедической службы в реализации новой образовательной концепции начального образования» (16 декабря 2010 г.)

 

 

Результатами работы в данном направлении являются монографии, научные статьи, авторские программы спецкурсов, опубликованные пособия, ряд методических рекомендаций, разработок, указаний для изучения специальных дисциплин.

Научные труды ППС кафедры

Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза (монография)

Куцеева Е.Л., Лаврентьева И.В., Смирнова Л.В. Научно-методические подходы к организации исследовательской деятельности студентов-дефектологов (учебно-методическое пособие).

Куцеева Е.Л. Основы психогигиены коррекционно-педагогической деятельности (учебное пособие для студентов дефектологических специальностей педвузов)

Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. Рефлексивные технологии в вузе (учебно-методическое пособие)

Бушуева А.И., Волик О.С., Гакаме Ю.Д., Ишкова Е.В., Матвиенко Е.В., Савельева  Т.А., Щербина А.И.    Организация волонтерской деятельности в системе инклюзивного образования (учебное пособие)

Волик О.С., Савельева Т.А., Ишкова Е.В., Матвиенко Е.В., Щербина А.И.  Организация деятельности студентов-волонтеров по социализации и адаптации детей с детским церебральным параличом (учебное пособие)

Трифонова, Э.П. Основы сурдопедагогики и тифлопедагогики (учебно-методическое пособие)

Деменина Т.А., Матвиенко Е.В. Программа педагогической практики (программа педагогической практики: учебно-методические рекомендации для студентов) 

Трифонова, Э.П. Сурдопедагогика и тифлопедагогика ( практикум: учебно-методическое пособие)

 Шумилова Е.А., Чусовитина К.О. Профессия «тьютор» в системе инклюзивного образования (статья)

Шумилова Е.А., Рослякова Н.И., Чернышенко Н.С. Формирование профессиональной позиции молодого педагога . словие повышение качества инклюзивной среды дошкольной образовательной организации(статья)

Шумилова Е.А., Бабаева А.И. Инклюзивное образование в провинции: реальность или утопия? (статья)

Шумилова Е.А., Смахтина А.В., Бахтинова О.О. «Профессиональный конкурс «Лучший учитель-дефектолог» как механизм профессиональной социализации начинающего специалиста» (статья)

Журавлева Е.Ю., Шумилова Е.А. Образовательная среда как средство моделирования инклюзивной практики (статья)

Шумилова Е.А., Кузма Л.П., Власенко В.С. К вопросу о стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и ее реализации в региональных условиях (статья)

 Власенко В.С., Шумилова Е.А. От консультации к коучингу: повышение компетентности инклюзивного педагога (статья)

Л.П. Кузма, Е.А. Шумилова, «Проблемы образования и системы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра» (статья)

Куцеева Е.Л.    Модификация метода мозгового штурма в профессиональном    образовании (статья)

Шумилова Е.А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии

(статья)

Шумилова Е.А. Социально-коммуникативная компетентность будущих педагогов-дефектологов в аспекте антропологического знания (статья)

Трифонова Э.П. Формирование учебной мотивации младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида (статья)

Смирнова Л.В., Трифонова Э.П. Особые дети в обществе: от съезда дефектологов к практическим решениям в системе специального образования (статья)

Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза (монография)

Соломатина Г.Н. Психолого-педагогические аспекты жизнедеятельности субъектов воспитательного пространства замещающей семьи ( монография)

Куцеева Е.Л., Лаврентьева И.В., Смирнова Л.В. Научно-методические подходы к организации исследовательской деятельности студентов-дефектологов (учебно-методическое пособие).

Куцеева Е.Л. Основы психогигиены коррекционно-педагогической деятельности (учебное пособие для студентов дефектологических специальностей педвузов)

Куцеева Е.Л., Куцеев В.В. Рефлексивные технологии в вузе (учебно-методическое пособие)

Бушуева А.И., Волик О.С., Гакаме Ю.Д., Ишкова Е.В., Матвиенко Е.В., Савельева  Т.А., Щербина А.И.    Организация волонтерской деятельности в системе инклюзивного образования (учебное пособие)

Волик О.С., Савельева Т.А., Ишкова Е.В., Матвиенко Е.В., Щербина А.И.  Организация деятельности студентов-волонтеров по социализации и адаптации детей с детским церебральным параличом (учебное пособие)

Трифонова, Э.П. Основы сурдопедагогики и тифлопедагогики (учебно-методическое пособие)

Деменина Т.А., Матвиенко Е.В. Программа педагогической практики (программа педагогической практики: учебно-методические рекомендации для студентов) 

Трифонова, Э.П. Сурдопедагогика и тифлопедагогика ( практикум: учебно-методическое пособие)

 Шумилова Е.А., Чусовитина К.О. Профессия «тьютор» в системе инклюзивного образования (статья)

Шумилова Е.А., Рослякова Н.И., Чернышенко Н.С. Формирование профессиональной позиции молодого педагога . словие повышение качества инклюзивной среды дошкольной образовательной организации(статья)

Шумилова Е.А., Бабаева А.И. Инклюзивное образование в провинции: реальность или утопия? (статья)

Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Основные этапы жизненного цикла замещающей семьи: моделирование и содержательное наполнение (статья)

 Соломатина Г.Н. Трудности общения со сверстниками у детей с открытой ринолалией  (статья)

Шумилова Е.А., Смахтина А.В., Бахтинова О.О. «Профессиональный конкурс «Лучший учитель-дефектолог» как механизм профессиональной социализации начинающего специалиста» (статья)

Журавлева Е.Ю., Шумилова Е.А. Образовательная среда как средство моделирования инклюзивной практики (статья)

Шумилова Е.А., Кузма Л.П., Власенко В.С. К вопросу о стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и ее реализации в региональных условиях (статья)

 Власенко В.С., Шумилова Е.А. От консультации к коучингу: повышение компетентности инклюзивного педагога (статья)

Л.П. Кузма, Е.А. Шумилова, «Проблемы образования и системы комплексного сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра» (статья)

Куцеева Е.Л.    Модификация метода мозгового штурма в профессиональном    образовании (статья)

Шумилова Е.А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии (статья)

Шумилова Е.А. Социально-коммуникативная компетентность будущих педагогов-дефектологов в аспекте антропологического знания (статья)

Трифонова Э.П. Формирование учебной мотивации младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида (статья)

Смирнова Л.В., Трифонова Э.П. Особые дети в обществе: от съезда дефектологов к практическим решениям в системе специального образования (статья)

Яровая А.С. Педагогическая риторика и основы педагогического мастерства (учебно-методическая работа

Яровая А.С. Лингвистическая компетенция дефектолога в эпоху цифровизации коммуникативных процессов (статья)

Яровая А. С. Языковая подготовка студентов-дефектологов: проблема асимметрии в системе языка. (статья)

Яровая А.С. Влияние интернет-сленга на культуру речи детей с ОВЗ (статья)

Букирева Т.А., Костюк А.А. Организация специальных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в условиях дошколной образовательной организации (статья)

Букирева Т.А., Игнатенко К.М. Реализация метода проектной деятельности в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // «Семнадцатые кайгородовские чтения» (статья)

Букирева Т.А., Закира К.Е.. К вопросу о содержательной наполненности современных методик по формированию речевой деятельности у детей с моторной алалией и задержкой речевого развития (статья)

Букирева Т.А., Мандрик А.Е. Двуаспектный характер лингвистической подготовки студентов-дефектологов в условиях требований ФГОС (статья)

Деменина Т.А., Матвиенко Е.В. Развитие профессионально значимых качеств у студентов педагогического вуза в процессе волонтерской деятельности (статья)

Матвиенко Е.В. Профилактика дисграфии у детей подготовительной группы с помощью компьютерных дидактических игр (статья)

Матвиенко Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда при коррекции чтения и письма на школьном логопункте общеобразовательной школы (статья)

Грантовая и международная деятельность кафедры

В 2004 году доцентом кафедры Яровой А.С. 2004 г.был выигран грант РГНФна проведение Всероссийской научно-правктической конференции "Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях: контекст модернизации образования". По результатам конференции подготовлен сборник научных трудов , в который включены статьи студентов и преподавателей ФППК и других вузов края и страны.

С 2011 года на кафедре реализуются следующие проекты:

1.Проект «Учебно-консалтинговый центр "Академия добра" по информационно-методическому сопровождению инклюзивного образования».

2. Проект «Эстафета добра». Организация деятельности студентов-волонтеров по социализации и адаптации детей с детским церебральным параличом

3. Проект «Волшебный сундучок». Социализация детей с расстройством аутистического спектра на базе «Детского морского центра имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Студенческое научное общество

На кафедре действует студенческое научное общество. Ежегодно проводятся студенческие научные конференции с привлечением ведущих специалистов науки и практики образования. Студентам, направляемым на все виды педагогической практики, кафедра предлагает экспериментальные исследовательские задания, дающие возможность выхода на оригинальные темы курсовых и выпускных квалификационных работ. У большинства студентов к выпускному курсу сформированы необходимые профессиональные компетенции и навыки исследовательской работы.

Стимулами для реализации научных интересов студентов являются студенческие научные конференции, а также публикация лучших работ в сборнике тезисов и сообщений, издаваемых институтом.

Студентыкафедры активно участвуют в научных и исследовательских конкурсах. в 2019-20 учебном году Бухтиярова О., Лобачева В.,Горина Е. - стали победителями Всероссийского конкурса им. Л.С.Выготского,организованного Рыбаков фондом.        

Сотрудничество

Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется во взаимодействии с ведущими учебными и научными центрами Российской Федерации. Среди них: Институт коррекционной педагогики РАО, Тюменский государственный университет, Московский государственный педагогический университет, Крымский федеральный университет, Чеченский государственный университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Казахстан), Луганский государственный педагогический университет,детская стоматология СтГМУ, г. Ставрополь.                                                                                                                                        Базами, где студенты кафедры проходят практику, являются: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №24", "МБДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад №72", МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №190", МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №24"МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №215", МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №214", ГБОУ школа №26, ГБОУ школа №21, ГБОУ школа-интренат №1 ст.Елизаветинской, ГКОУ школа-интернат г.Краснодара, ГБОУ школа №91,

Общественная деятельность кафедры

Шумилова Е.А. Член редколлегии журналов ВАК: «Современная высшая школа» (г. Челябинск), «Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ), «Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета» (г. Челябинск); научного мультидисциплинарного сетевого журнала «Наука и реальность/Science & Reality» (г. Омск) член MODERN EDUCATION & RESEARCH INSTITUTE (Брюссель, Бельгия), Эксперт Международной программы развития инклюзивных сообществ AAIP, член IACD; руководитель одной муниципальной и двух краевых инновационных площадок по проблемам специального и инклюзивного образования, созданных на базе образовательных организаций Краснодарского края. Член двух диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций (г. Грозный и г. Луганск)

Букирева Т.А. Член жюри конкурса "Лучшая студенческая  научно-исследовательская работа ФППК КубГУ" 16.04.2019.  г. Специалист аттестационной группы в экспертной оценке деятельности педагогического работника (заключение от 17.04.2017).

Яровая А.С. Научный редактор журнала «Коррекционно-педагогическое образование: научный журнал» и журнала «Pedagogic correction education journal» .

Гордость и достижения кафедры

Выпускники кафедры представляют профессиональное дефектологическое сообщество на конкурсах профессионального мастерства  различного уровня:

1.Кондратенко Игорь – победитель профессионального конкурса «Лучший воспитатель Кубани -2016»

2. Шагундокова Дана – II место в краевом этапе конкурса «Лучший учитель-дефектолог», 2018 г. в номинации «Лучший молодой учитель-дефектолог». В настоящее время – заместитель директора  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальная (коррекционная) школа  № 21 города Краснодара

3. Чернышенко Нина – старший воспитатель МАДОУ детского сада комбинированного вида №8 «Гармония» м.о. город Новороссийск, победившем на краевом тапе Всероссийского конкурса «Лучший инклюзивный детский сад России и занявшем III место в финале Всероссийского конкурса в г. Москва                                                                                                                                                                                                        Гордость кафедры - наши студенты, которые имеют отличные достижения в учебе и в научной деятельности: Тимошенко К., Закира К., Костюк А., Романенко Т., Закирджанов С., Тимкова Е., Юсупова А., Княгинина Е.                                                                                                                                                                      

проект «УчимЗнаем»

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Международная научно-практическая конференция «Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве»

Кафедра дефектологии и специальной психологии побывала в гостях в Краснодарском педагогическом колледже.

Научно-практический семинар «Современные тенденции и нормативно-правовые механизмы в работе ПМПК». 

 

Сотрудники

Букирева Татьяна Анатольевна
Бушуева Анна Игоревна
Глечян Татьяна Викторовна
Костенко Гера Александровна
Кузма Левонас Прано
Куцеева Елена Леонидовна
Пацева Елена Николаевна
Русинова Евгения Андреевна
Самелик Елена Григорьевна
Соломатина Галина Николаевна
Сурыжка Яна Алексеевна
Филипиди Татьяна Ивановна
Цику Зара Ибрагимовна
Чернышенко Нина Сергеевна
Шумилова Елена Аркадьевна
Яровая Анна Семеновна