Кафедра педагогики и психологии

 

 

 История создания кафедры

Кафедра основана в соответствии с Уставом Кубанского государственного университета решением Ученого совета в 1999 г. В 2001 году она переименована в кафедру педагогики и психологии.

 

Заведующий кафедрой –  Вероника Михайловна Гребенникова, доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.  

 

ППС

В настоящее время на кафедре работают 3 профессора,  5 докторов наук, 14 доцентов, 2 старших преподавателя, 4 преподавателей и 2 лаборанта. Аспирантов-соискателей – 4 человека. Средний возраст преподавательского состава условно составляет 42 года.

 

 Сотрудники:

Гребенникова Вероника Михайловна- доктор педагогических наук, профессор

Симанкова Анна Алексеевна -доктор психологических наук, профессор

Петьков Валерий Анатольевич - доктор педагогических наук, профессор

Бонкало Татьяна Ивановна- доктор психологических наук, доцент

Хазова Снежана Александровна- доктор педагогических наук, доцент

Шумилова Елена Аркадьевна - доктор педагогических наук, доцент

Штурба Евгений Викторович - доктор исторических наук, доцент

Шпаков Александр Эдуардович - доктор биологических наук, доцент

Азлецкая Елена Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент

Гребенников Олег Владимирович -кандидат педагогических наук, доцент, доцент

Игнатович Владлен Константинович- кандидат психологических наук, доцент

Куцеева Елена Леонидовна- кандидат психологических наук, доцент, доцент

Оганесова Нелли Львовна - кандидат психологических наук, доцент

Чепурко Юрий Александрович - кандидат экономических наук, доцент

Автионова Наталья Владимировна- кандидат психологических наук, доцент

Байдецкая Елена Анатольевна- кандидат экономических наук, доцент

Гутова Тамара Сергеевна- кандидат психологических наук, доцент

Геворгян Арман Эдикович- кандидат философских наук, доцент

Игнатович Светлана Сергеевна- кандидат психологических наук, доцент

Кузма  Левонас Прано - кандидат психологических наук, доцент

Лазаренко Лариса Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент

Моцарь Лариса Степановна - кандидат психологических наук, доцент

Попова Юлия Ивановна - кандидат психологических наук, доцент

Решетняк Оксана Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент

Рунаева Анна Ильинична - кандидат экономических наук, доцент

Сафронова Алла Дмитриевна - кандидат психологических наук, доцент

Халилов Тимур Александрович - кандидат политических наук, доцент

Шепель Элона Вячеславна - кандидат педагогических наук, доцент

Батракова Марина Юрьевна – доцент

Топичй Татьяна Григорьевна – доцент

Гутник Елизавета Павловна - старший преподаватель

Робский Владимир Владимирович -старший преподаватель

Ишкова Екатерина Валерьевна - преподаватель

Семенова Анна Витальевна - преподаватель

Стаценко Олеся Александровна - преподаватель

Фоменко Елена Николаевна – преподаватель

Руденко Екатерина Юрьевна -ассистент

Лопатюк Евгения Андреевна -старший лаборант

Тоцкая Александра Андреевна -лаборант

 

Основная направленность учебно-методической работы ППС

В настоящее время образовательная деятельность ведется сотрудниками кафедры в соответствии с требованиям ФГОС по направлениям подготовки:

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психология образования», форма обучения: очная- 4 года, заочная-4,6 года бакалавриат;

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психологическое консультирование в образовании», форма обучения: очная- 2 года, очно-заочная -2,6 года, магистратура;

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Управление образовательными учреждениями» для магистров; форма обучения: заочная -2,6 года, магистратура

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психология и педагогика развития личности в условиях общего и инклюзивного образования» для магистров; форма обучения: очно-заочная 2,6 года, заочная -2,6 года, магистратура

44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль): «Среднее образование» для магистров; форма обучения- заочная -2,6 года, магистратура

44.06.01 Образование и педагогические науки для аспирантов.

 

    Основная направленность учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава - подготовка к изданию учебников, пособий, профессиональных образовательных программ, разработок деловых игр, кейсов, методических указаний к занятиям, контрольных заданий для самостоятельных занятий студентов, тестов по проверке знаний учащихся и внедрение их в учебный процесс, взаимное посещение занятий преподавателями, посещение открытых, демонстрационных занятий.

Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с рабочими программами дисциплин, планом работы кафедры, индивидуальными планами работы преподавателей.

Учебная работа осуществляется проведением всех видов и форм обучения, с применением современных информационных технологий и с постоянным совершенствованием используемых методик и технических средств обучения. Большое внимание уделяется приобретению студентами практических навыков во время лабораторных работ с разработанными методиками их проведения. Для подготовки к занятиям учащиеся обеспечены по всему программному материалу методическими пособиями.

На кафедре используется управляемая система организации самостоятельной работы студентов. Эффективность совместной работы преподавателя и студента зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от уровня подготовки студента к занятию. Для самостоятельной работы все студенты обеспечены методическими пособиями, которые содержат теоретические представления по всем разделам программы, методики проведения лабораторных работ, набор тестовых заданий для самоконтроля знаний и расчетные задачи с эталонами решений. Для самоконтроля знаний разработан и используется компьютерный вариант тестов по всем темам дисциплины.

Разработаны и ежегодно актуализируются программы практик и критерии оценки работы студентов-практикантов. Сотрудниками кафедры Педагогики и психологии разрабатываются и издаются дневники практики студентов. Базами практики является городской центр социально-психологической помощи «Детство», являющийся координатором работы психологической службы системы общего образования г. Краснодара, различные образовательные учреждения, с которыми ФППК имеет двусторонние связи и договоры о сотрудничестве: Педагогический колледж №3 г. Краснодара, школы №73, 51, 82, 83, 20.

  Обширный список баз практики дает возможность ознакомить студентов с существующими в городе психологическими службами различного типа и подробно знакомиться с их работой.

  К задачам психологической практики студентов относятся:

-знакомление с особенностями работы психолога в сфере образования и смежных областях;

-закрепление, расширение и углубление теоретические знания по дисциплинам профессионального цикла;

-формирование и совершенствование практических умений и навыков планирования и организации профессиональной деятельности психолога-консультанта;

-освоение основных методов, приемов и средств взаимодействия психолога со специалистами других направлений;

- осуществление психологического сопровождение детей дошкольного возраста и устанавливать сотрудничество по вопросам их обучения, воспитания и развития в семье и в дошкольных образовательных учреждениях разного типа;

- способствование приобретению опыта научно-исследовательской деятельности, формированию профессиональной позиции психолога;

- освоение умения проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности;

- освоение умения выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.

  Цели и задачи психологической практики в образовательных учреждениях разного типа соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

  Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований).

   Выполнение студентами программы практик на всех этапах создает условия для осознания правильности выбора специальности и ответственности за уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Выбор мест прохождения производственной практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности. При необходимости для прохождения бакалаврами практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых условий.

       

Научная деятельность кафедры

В своей научно-исследовательской работе кафедра педагогики и психологии стремится к совмещению теоретических и прикладных исследований, нацеленных на решение проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности.

  Ежегодно проводятся Всероссийские (в том числе – с международным участием) и региональные научно-практические конференции, межвузовские олимпиады, конкурсы научных работ, по результатам которых лучшие материалы преподавателей и студентов публикуются в научных сборниках, а их авторы награждаются грамотами и дипломами.

Научной проблематикой, изучению которой посвящены исследования сотрудников кафедры педагогики и психологии, является психология становления субъекта развития образовательной среды.

 

 Основные научные направления работы кафедры педагогики и психологии:

  1. Новейшие тенденции развития образования и педагогической науки (док. пед. наук В.М. Гребенникова).
  2. Теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования (док. пед. наук В.А. Петьков).
  3. Системообразующие факторы развития образовательной среды (канд. пед. наук В.К. Игнатович).
  4. Особенности Я–концепции личности (канд. псих. наук Ю.И. Попова).
  5. Социокультурный, управленческий и институциональный факторы образовательной политики (канд. полит. наук Т.А. Халилов).
  6. Инновационные технологии в образовании (канд. экон. наук Е.А. Байдецкая).
  7. Психолого-педагогические условия социализации (канд. псих. наук Л.А. Лазаренко).
  8. Психологический мониторинг развития образовательной среды (ст. преп. Е.П. Гутник).
  9. Самоопределение как механизм активности субъекта развития образовательной среды (преп. Е.Н. Фоменко).

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется во взаимодействии с ведущими учебными и научными центрами Российской Федерации: Психологический институт РАО, Институт психологии РАН, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Южный федеральный университет, Адыгейский государственный университет.

При поддержке международных научных фондов и организаций появились реальные перспективы участия профессорско-преподавательского состава и студентов в реализации международных исследовательских программ.

Результаты научных исследований внедряются в учебно-методические пособия, лекционные курсы и практические занятия.

 

 Студенческие научно–исследовательские лаборатории

Лаборатория образовательных технологий (рук. д-р пед. наук, профессор Гребенникова В.М.)

Психолого–педагогическое сопровождение опытно–экспериментальной работы в образовательном учреждении (рук. канд. пед. наук В.К.Игнатович).

Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:

 -научное и методическое обеспечение практики студентов;

 -психолого-педагогический мониторинг образовательной среды в вузе, школе, ДОУ;

 -психологические аспекты межэтнической толерантности;

 -психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога-психолога.

Сотрудники кафедры педагогики и психологии (Гребенникова В.М., Ишкова Е.В., Рыбникова О.А., Ковалевская В.М.) участвуют в реализации образовательного проекта «Пси поколение», поддержанного фондом президентских грантов (заявка № 19-1-024782). Суть проекта заключается в обучении старшеклассников знаниям в области практической психологии и формировании у них ключевых компетенций и навыков, востребованных в современном обществе. Проект реализуется с использованием современных образовательных технологий и дистанционной образовательной платформы. К реализации проекта привлекаются студенты профильных специальностей и направлений подготовки и вузы-партнеры на территории республики Адыгея, Волгоградской и Ростовской областей.

Сотрудники и студенты кафедры ведут научно-исследовательскую работу (диагностическую, коррекционную) на базе следующих учреждений:

Центр диагностики и консультирования «Детство»;

ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Краснодара;

 общеобразовательные школы г. Краснодара № 42, 69, 82, 83, 100 и др.,  МБОУ лицей №8 г. Майкоп, МАОУ СОШ №75 ст. Елизаветинская, 

МАОУ гимназия №2 г. Новороссийск;

 организации дополнительного образования: МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник», Межшкольный эстетический центр г. Краснодара,

МАОУ ДО Центр детского творчества «Прикубанский» и др.

  Научно-исследовательская деятельность студентов находит свое отражение в научных работах, представленных для участия в конференциях различного уровня.

    Работа с базами практик, научно-методическое обеспечение практики студентов дают возможность знакомить их с существующими психологическими службами различного типа, обеспечивать практическую подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой.

 

 Грантовая и международная деятельность кафедры

ЗАВЕРШЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

РГНФ, 2007 – 2009, проект № 07-06-00248а «Социальные критерии эффективности открытых образовательных систем». Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенниква, А.А. Арламов.

РГНФ, администрация Краснодарского края 2009–2010, проект № 09-06-38619а/Ю «Образовательные ресурсы внешней социокультурной среды и их использование в процессе продуктивного обучения старшеклассников в условиях малых городов и сельских территорий Кубани». Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, Н.В. Балабанова.

РГНФ, администрация Краснодарского края 2014 - 2015, проект № 14-16-23013 "Формирование готовности школьников к проектированию индивидуального образовательного маршрута в условиях перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного и полного общего образования". Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова,  С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина.

РГНФ (РФФИ), администрация Краснодарского края: 16-16-23002 а(р) - Формирование образовательной самостоятельности школьников как педагогическое условие эффективности прохождения ими индивидуального образовательного маршрута на старшей ступени обучения 2016 – 2017. Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, И.Г. Галушко.

ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПРОЕКТЫ

РФФИ. 18-013-00308. Основы методологии и технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей. 2018 – 2020. Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина.

РФФИ. 19-013-00163 Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. 2019 – 2021. Руководитель: В.М. Гребенникова. Исполнители: В.К, Игнатович, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, А.В. Лакреева.

  Материально-технической основой для проведения исследований являются банк психодиагностических стандартизованных методик и компьютеризированных программ для статистической обработки первичных показателей. Банк полученных в исследованиях данных постоянно пополняется и служит основой для количественного и качественного анализа современного состояния образования в крае, проектирования дальнейших научных исследований.

     Создаваемый на кафедре педагогики и психологии банк диагностических материалов и данных научных исследований сотрудников и студентов позволяет создать базу для построения системы мониторинга системы образования г. Краснодара и края.

    Вместе с положительными изменениями в работе кафедры есть и проблемы, требующие решения:

1. Укрепление материально-технической базы.

2. Необходимость создания специализированного кабинета школьного психолога, оборудованного современными техническими и научно-методическими материалами.

3. В целях обеспечения учебного процесса необходимо создать банк учебных фильмов по дисциплинам предметной подготовки.

4. Кафедра нуждается в оборудовании для проведения научно-исследовательской работы.

5. Перспективным направлением подготовки специалистов педагогов-психологов должна стать научная работа студентов, их активное участие в работе СНО, научно-исследовательских проектах кафедры, вуза.

 Мы гордимся своими выпускниками!

   Особая гордость любого вуза - его выпускники. Кафедра педагогики и психологии ФППК гордится своими выпускниками, ведь они не только ее доблестная история, но и уверенность в будущем.

Головина Наталья Геннадьевна - Ведущий специалист отдела аттестации педагогических работников ГБОУ ИРО Краснодарского края

Ковалевская Виктория Михайловна - Педагог-психолог МУ ДО «Малая академия»

Миронов Леонид Валерьевич - Заместитель генерального директора ОАО «СК НИИ» биоеххим»

Семенова Анна Витальевна – преподаватель ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», практикующий психолог.

Позднякова Екатерина Сергеевна - МКУ РЦ «Детство» заместитель директора

Мешкова Анна Игоревна - МКУ РЦ «Детство», педагог-психолог

Плешкова Юлия Игоревна - МАДОУ МО город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад №181», педагог-психолог

Белоглазова Юлия Олеговна - Детский сад комбинированного вида «Сказка», структурное подразделение №150, педагог-психолог

Василевская Алина Олеговна - МБОУ СОШ №83 педагог-психолог

Лантратова Алена Алексеевна - ГКОУ школа-интернат г.Краснодара, воспитатель

Алехина (Логвиненко) Ольга Михайловна - ООО СХП «Кубань» педагог-психолог

Николаенко Алёна Дмитриевна- ГКОУ школа-интернат г. Краснодара, педагог-психолог, воспитатель 

Иванова Кристина Владиславовна - МБОУ СОШ №30 г.Краснодар, педагог-психолог

Машкина Ольга Сергеевна - Частный детский сад «Подсолнух», воспитатель

Замаева (Голобородько) Елизавета Николаевна - МАОУ лицей №64,  учитель начальных классов

Заидова Валентина Юрьевна - ФГБОУ ВО «КубГу») ФППК г. Краснодар, преподаватель

Очур-Оол Дарья Эдуардовна - Частный детский центр «Непоседа», педагог по развитию детей

Филькова Мария Михайловна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 129», воспитатель

Киселева Олеся Михайловна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 138», педагог психолог

Барамыгина Татьяна Вячеславовна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 214», педагог психолог

Проневич Екатерина Евгеньевна - МАООУ СОШ №11, педагог психолог

Стрига Ольга Васильевна - МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька», воспитатель

Опанасенко Алёна Игоревна - МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька», воспитатель

Шабалина Екатерина Валерьевна - МБОУ МО г. Краснодар, СОШ 35, учитель

Рябова Валерия Михайловна - МБОУ МО г. Краснодар, гимназия 3

Воспитательная работа кафедры педагогики и психологии

"Шагаем вместе"

Основной аудиторный фонд кафедры педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Сотрудники

Автионова Наталья Владимировна
Азлецкая Елена Николаевна
Байдецкая Елена Анатольевна
Батракова Марина Юрьевна
Белоцерковская Снежанна Владимировна
Бонкало Татьяна Ивановна
Веселуха Ирина Григорьевна
Геворгян Арман Эдикович
Гребенникова Вероника Михайловна
Гутник Елизавета Павловна
Игнатович Владлен Константинович
Игнатович Светлана Сергеевна
Ишкова Екатерина Валерьевна
Лазаренко Лариса Анатольевна
Лопатюк Евгения Андреевна
Моцарь Лариса Степановна
Музыка Тамара Владимировна
Оганесова Нелли Львовна
Петьков Валерий Анатольевич
Попова Юлия Ивановна
Решетняк Оксана Валерьевна
Робский Владимир Владимирович
Руденко Екатерина Юрьевна
Рунаева Анна Ильинична
Сафронова Алла Дмитриевна
Семенова Анна Витальевна
Симанкова Анна Алексеевна
Стаценко Олеся Александровна
Топчий Татьяна Григорьевна
Фоменко Елена Николаевна
Халилов Тимур Александрович
Шепель Элона Вячеславна
Шпаков Александр Эдуардович
Штурба Евгений Викторович